«Кто сколько возит – никто не знает, сколько денег везут – не знают, какая средняя зарплата у водителя – не знают. Ясная картина будет только при электронном билетировании», — сказал член общественного совета Петропавловска Александр Казанцев.
Как сообщил заместитель акима города Кайролла Галеев, переговоры с представителями инвестора для установки валидаторов в общественном транспорте Петропавловска ведутся несколько месяцев.
«22 октября будут обсуждаться уже детали проекта. Все начинается с изучения пассажиропотока. Когда мы будем знать, на каких маршрутах какой реальный пассажиропоток, тогда будем знать и о вместимости автобусов, которые там нужно поменять. И будем знать, сколько перевозят пассажиров. Эта работа будет продолжаться в течение 2020 года», — заверил Галеев.
По информации руководителя городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бахыта Ильясова, в Петропавловске сегодня действуют 11 автобусных и 12 микроавтобусных маршрутов, ежедневно на маршруты выходят 300 автобусов.
«В начале 2019 года была принята дорожная карта по обновлению подвижного состава общественного транспорта на 2019-2021 годы, по которой на сегодняшний день перевозчики приобрели девять единиц транспорта, еще четыре приобретут до конца года. Всего за три года планируется купить 75 единиц, что позволит обновить подвижной состав на 25%», — сказал Ильясов.
Члены общественного совета высказали свое недовольство существующим положением дел в пассажироперевозках.
«Не первый раз заслушиваем это вопрос, но ничего не меняется. XXI век, а мы обсуждаем грязь и вонь в автобусах. Маршруты 14 и 27 – ходят «ПАЗики», половина сидений в них убраны, грязь, разве можно людей возить в этих автобусах? Мы не претендуем на сногсшибательный транспорт, но можно создать человеческие условия для людей? Зайдите в 14 маршрут – сзади 2-3 кресла стоят. Остальные убраны, люди друг на друга валятся. По некоторым данным, прибыль предприятий до полумиллиарда доходит, почему контроля нет со стороны отдела ЖКХ? Такая прибыль неуж ли не позволяет сделать несколько приличных автобусов?» — поинтересовалась член общественного совета Бейбит Мустафина.
Общественник Павел Афанасьев отметил, что вновь приобретаемые автобусы – средней и малой вместимости и вряд ли позволят пассажирам ездить с комфортом.
«Большие автобусы не всегда могут вписаться в нашу уличную инфраструктуру: у нас очень узкие улицы. Не везде можно поставить большой автобус даже в летний период, не говоря о зиме, когда идет очистка улиц от снега. Автобусы большего размера будут приобретаться для движения по магистральным улицам», — пояснил Ильясов.
Однако членов общественного совета эти объяснения возмутили.
«Руководитель отдела ЖКХ говорит, что у нас узкие улицы, но вспомните, как по ним в советское время ходили «Икарусы» с гармошками на 150 человек и троллейбусы. Или хотите отмахнуться, или расписались в собственном бессилии. Не принимаем это ваше заявление, вы не занимаетесь вопросом! Эффективность маршрутов – другой вопрос. Почему по центральным улицам ездят автобусы малой вместимости? Это ваши упущения, а не перевозчиков. Вы в условия тендеров не вписываете необходимые требования, не контролируете обновление подвижного состава. В опросы остаются без ответов. Транспорт работает плохо не потому, что у нас узкие улицы, сегодня в 10 раз меньше перевозят людей, чем в советское время, когда почти не было частных автомобилей, все стояли на остановках. Вот тогда были перегрузки. А сегодня даже смешно говорить об этом. Если отдел ЖКХ не настроен на серьезную программу по совершенствованию перевозок – эту конкретную программу отдел должен представить на общественный совет. Когда приносили расчет проекта тарифов на неоднократное согласование с общественным советом и мас ихатом, ориентировочная прибыль перевозчиков рассчитывалась в районе Т0,5 млрд. Как говорил аким города – на эту прибыль и будете обновлять парк», — заявил Казанцев.
Член совета Афанасьев предложил при проведении тендеров допускать только тех перевозчиков, которые имеют штатных водителей, запретить аренду и субаренду, в том числе автобусов.
«Год уже ничего не решается. Но что-то же можно делать! На 23 маршруте в Береке 9 остановок называется «По требованию», человек не знает, на какой выходить. Почему их до сих пор не переименовали? Есть нерентабельнвые маршруты, почему не пересмотреть схему их движения, сделать все рентабельными? При разыгрывании маршрутов приоритет нужно отдавать тем, кто имеет обновленный парк, давать им более выгодные, центральные маршруты, менее рентабельные – автобусам с меньшей вместимостью. В условиях тендера квалификационные требования к пер возчикам должны быть заложены подробно. Вспомним: нам приводят в качестве обоснования причины плохой работы отсутствие кадров, как будто водителей, как врачей, учат семь лет. Галина Семенова (председатель ассоциации «СКО автотранспортный союз» — КазТАГ) говорит: каждый второй водитель – пьющий, и этим обосновывают некачественные перевозки», — сказал Афанасьев.
Председатель общественного совета Бахытжан Самиева отметила, что «главные требования перевозчиков – субсидирование, но в то же время они сами не делают то, что от них зависит».
Так, перевозчики зачастую нарушают соглашение, заключенное с отделом ЖКХ по намечаемому обновлению парка автобусов и график исполнения.
Соглашение, как отмечено, не исполняют одни и те же перевозчики, к примеру, руководство ТОО «Аврора транссервис» объясняет это отсутствием средств и нерентабельностью маршрутов.
«Предприятию по каждому маршруту выдано по два уведомления за нарушения. Следующее будет последним и далее – расторжение договора. Но перевозчиков, готовых пойти на этот маршрут, нет», — констатировал Ильясов.
По его данным, на грани расторжения договоров за допущенные нарушения в работе находятся и маршруты еще двух перевозчиков – ИП «Рахимжанова Г.И.» и ТОО «Партнер Авто».
По мнению члена совета Руслана Шарипова, помимо совершенствования работы маршрутов, нужно решать и другие вопросы, не связанные с перевозчиками.
«Рассматривался ли вопрос с односторонним движением – насколько это применимо? Ведь это могло бы разгрузить улицы. Грамотная организация парковочных мест должна быть. Открываются новые точки – Дворец школьников и ТРЦ «Достык молл», в обоих случаях неудачная парковка. Почему это нельзя предусматривать сразу? Это влияет и на общую ситуацию с транспортом. Если повороты налево через три ряда разрешены – это же влияет на общую загрузку. Некоторые перекрестки достаточно разгрузить двумя-тремя стрелками. Это тоже поможет решить вопр ос своевременной доставки пассажиров», — считает общественник.
Совет пришел к выводу о необходимости проведения общественных слушаний по этому вопросу в апреле 2020 года, когда прояснится вопрос с электронным билетированием.