Во всех регионах Казахстана власти препятствовали ехавшим на собрание по референдуму, заявил член инициативной группы по проведению референдума Нурлан Искалиев, передает IaNews.kz.
«Сейчас мы собираем всю эту информацию полностью. Сейчас мы не можем конкретно сказать, но мы можем одно точно сказать: что во всех, во всех регионах, не было региона, где не было препятствий людям, которые хотели выехать. Везде были препятствия, везде. И на западе, и на востоке, и на юге, везде-везде, во всех регионах. Именно со стороны властей, и правоохранительные органы активно участвовали. Естественно, что им давала команды именно местная власть», — сказал Искалиев в четверг на пресс-конференции в Национальном пресс-клубе в Нур-Султане.
В свою очередь общественный деятель Зауреш Батталова сообщила, что «в воспрепятствовании поездке и участию в собрании по референдуму принимали участие акимы, местные участковые, налоговые службы, ГАИ, прокуратура и еще непонятные лица».
«Здесь надо провести статистику, сколько государственных и правоохранительных представителей участвовало в задержании и воспрепятствовании в проведение собрания. Потому что тем самым они превысили, злоупотребили своими должностными полномочиями, сделали они это в противоречие Конституции Республики Казахстан, а статья «превышение, злоупотребление» – это коррупционная статья, если на то пошло. Более того, тем самым они воспрепятствовали реализации гражданами своего права согласно статье 33 Конституции Республики Казахстан», — сообщила Батталова.
Почетный гражданин города Экибастуз Болат Абенов в кулуарах пресс-конференции рассказал, что группа граждан не смогла добраться до столицы из-за препятствий со стороны дорожной полиции.
«10 числа мы должны были выехать сюда на референдум – 20 человек, из них часть по некоторым причинам своим ходом уехали. Но этого не получилось. Мы наняли автобус за Т125 тыс. Выехали в сторону Астаны и в 90 км перед поселком Торткудук нас останавливает ГАИ. Якобы был занос, сейчас там чистят (снег – КазТАГ). Но почему-то со стороны Астаны шли машины. Просто не знали, как нас задержать. Минут через 30-40 начали машины пропускать, а нашего водителя увели. И потом нам сказали, что наш водитель под алкоголем или наркотическим (опьянением – КазТАГ). Этот человек утром прошел медосвидетельствование, получил путевку. Это был надуманный мотив (не пускать нас на собрание – КазТАГ)», — возмутился Абенов.
Еще одна жительница Экибастуза Айтжамал Жылкыбаева рассказала о преследованиях своих родственников.
«Преследовали зятя моего, моей сестры мужа. На работе четыре дня подряд с ним беседовал сотрудник акимата. Он просил, чтоб я не поехала на собрание по референдуму. Он (зять – КазТАГ) работает на железной дороге. Также брат мой живет на станции. Его руководитель вызвал в город. И там тоже с ним беседовал, просил, чтоб он повлиял на меня. За несколько дней до 10 числа на двери входящей подъезда написали адрес электронной почты «продажа наркотиков». На следующий день пришли участковые, стали интересоваться, не поеду ли я куда. Моего сына вызывали в Южный отдел полиции города Павлодара в отдел по борьбе с экстремизмом. За несколько дней звонили из отдела внутренней политики, звали побеседовать. 9 ноября я была вынуждена была уйти из дома и ночевать у тети. Фото тети выложили в интернет. Ее в мечеть взывал руководитель мечети, беседовал с ней», — рассказала Жылкыбаева.
Жительница Костаная Ольга Жайлаубаева также рассказала на пресс-конференции, как ей препятствовали ехать на собрание по инициированию референдума.
«Принесли повестку вот эту. Здесь сейчас на видео видно, второй читать будет удостоверение. Он тоже Бурумбаев, вы понимаете, у них дежурное удостоверение на всех полицейских. Значит, в тот раз приходил пожилой полицейский Бурумбаев Мурат Фазылович. В этот раз пришел молодой, 1,85 м ростом, подтянутый мужчина, который не знал, как его зовут. Когда я спросила, он стал читать себя. Пятая повестка пришла, когда меня не было дома. (…) Следователь говорит, что лично она не приносила (повестку – КазТАГ). (…) А перед этим всем еще мне позвонил директор мой. Он сказал, что меня вызывал замакима Коркенов Рустем Каирович. (…) Коркенов настоятельно рекомендовал мне не ездить (на собрание — КазТАГ). (…) Он сказал, что это не совсем законное (собрание – КазТАГ): «Вам не нужно там присутствовать». Директор сказал: «Я тебя лишу места (на рынке – КазТАГ)». Сказали, что закроют рынок из-за меня. Больше 1000 человек на рынке остались бы без хлеба. Я отказалась от этого места. (…) Вчера перед выездом мне позвонили из налоговой. Ну вот все как-то сходится, преследование идет со всех сторон», — рассказала Жайлаубаева.
О препятствовании властей на пресс-конференции рассказал также делегат из Кызылординской области.
Напомним, 10 ноября в Нур-Султане состоялось общее собрание по образованию инициативной группы по вопросу о назначении республиканского референдума.
20 ноября уполномоченные члены инициативной группы представили в ЦИК все необходимые документы.
22 ноября Центризбирком приня постановление №52/291 от «Об отказе в регистрации инициативной группы референдума и вопросов, предлагаемых ею на референдум», сославшись на информацию акимата и отдельных СМИ о том, что на собрании участвовало лишь около 300 участников. 28 ноября инициаторы референдума заявили, что обжалуют отказ ЦИК в Верховном суде Казахстана.