Бунт дальнобойщиков. Водители большегрузов против введения платных дорог в Казахстане. Они недоумевают: почему должны платить за разбитые трассы, отсутствие туалетов и кемпингов?! Сотни шофёров забаррикадировали въезды и выезды на трассы республиканского значения. Эльмира Ишмухаметова разбиралась в вопросе, сообщает iaNews.kz.
Алик Герт, водитель-дальнобойщик:
«У нас тыдын-тыдын, как на скачках. Каждый день мы здесь, как на скачках. Это не дорога, это амурские волны. Вот так едешь, рессора была, сломал! Алик Герт водитель почти с полувековым стажем. Говорит, что так отвратительно, как сейчас, участок трассы «Семей–Калбатау» не выглядел никогда.
Алик Герт, водитель-дальнобойщик:
«В Россию заезжаешь, там снег или буран пошёл, машины уже ездят туда-сюда, чистят дорогу. У нас этого нет! Пока тебя не занесёт конкретно, не законопатит. Пока ты с недельку не посидишь, сопли не поморозишь, никто к тебе не приедет. Я должен буду заплатить за дорогу в один конец за каждый километр. Нам расценку если поднять, это всё отразится на простых людях!» До конца года в стране намереваются сделать платными 5 800 км дорог. Тариф для легковых авто 1 тенге за 1 км, а для грузовых от 5 до 25 тенге, в зависимости от грузоподъёмности машины. Протяжённость участка трассы «Павлодар-Семей–Калбатау» 464 км. Значит, заплатить за проезд Алику Герту уже в июне придётся 17 400 тенге. Это если оплата была произведена после преодоления этого участка автодороги. По предоплате 11 600. Водители считают, что это не что иное, как «налог на воздух».
Мурат Мукалиев, водитель-дальнобойщик:
«Никаких удобств нет. Например, из Семея в Алматы ехать трое суток. Дороги нет это гравийка. У нас по две-три шины лопаются. Одна стоит 130-140 тысяч тенге. Никаких условий нет! Ни туалетов, ни кемпингов нет! За что мы должны платить?»
Надыржан Алиев, водитель-дальнобойщик:
«Дороги у нас отвратительные! Если сравнить с Россией, например. Да, в России дороги платные. Например, мы от Моштаково до Москвы платим 2 000 рублей. И то там какие условия: и стоянки, и дороги намного лучше, чем у нас, освещение намного лучше условия! Пусть они нам создадут условия!» В национальной компании «КазАвтоЖол» на протесты водителей, которые прошли едва ли не во всех регионах страны, отреагировали: обещали выслушать все предложения дальнобойщиков.
Талгат Смагулов, заместитель председателя правления АО НК «Казавтожол»:
«Эти тарифы у нас действуют с 2013 года. Мы их не поднимали. Тарифы остаются прежними. Все их предложения вчера мы собрали. Создана инициативная группа. Все предложения на площадке «Атамекен» будут обсуждены и в МИИР РК в ближайшее время будет принято решение». Плату за проезд с 1 июня обещали не вводить. В нацкомпании надеются за две недели прийти к компромиссу с водителями большегрузов и бизнесменами, которые занимаются логистикой. А насчёт качества автотрасс просили не беспокоиться: все собранные с платных участков дороги деньги будут тратить на их содержание.