Главная > Новости > В стране > «Если я рублю, то по шею, если рубит Карасай батыр, то по пояс»

«Если я рублю, то по шею, если рубит Карасай батыр, то по пояс»

Каждый год у мавзолея Карасай и Агынтай батыров собираются тысячи паломников, чтобы поклониться их духу и попросить благословение, а также туристы из разных стран, передает исторический IaNews.kz.

 

Конечно, посещать это уже ставшее святым место можно круглый год, но для паломников, желающих получить бата (благословение) батыров, принято приезжать сюда именно в середине лета – в июле.

Батыры Карасай и Агынтай в XVII веке под началом Есим хана около полувека сражались против иноземных захватчиков, защищая родную землю. Многое повидали они вместе и потому похоронены были также вместе, как лучшие и неразлучные друзья. В окрестностях этого места были найдены многочисленные захоронения и других казахских батыров, к примеру, археологи обнаружили останки воина, рост которого составлял два метра, с тяжелым мечом и в доспехах.

мемориальный комплекс построен на высоком холме.JPG
Мемориальный комплекс построен на высоком холме / ©ЭК/Гульсум КУНЕЛЕКОВА

Мавзолей, возведенный на высоком холме, построен в виде двух боевых шлемов, между ними располагается мечеть, символически объединяющая их. Вблизи – скрещенные копья древних воинов. Высота мемориального комплекса достигает 16 метров, мечети – 12 метров. Комплекс ориентирован своей главной осью на Мекку, куда направлен выступ михраба мечети. Двери в мавзолеи выполнены из металла, а на них накладки из резной латуни с покрытием под золото с текстами из Корана.

стена с текстом о героической жизни батыров.JPG
Стена с текстом о героической жизни батыров / ©ЭК/Гульсум КУНЕЛЕКОВА

 

 

 

 

 

 

 

В центре, между мавзолеями, находится небольшой зал, где на стенах выгравированы тексты на трех языках, рассказывающие о жизни героев. В залах установлены гранитные надгробия, согласно древней тюркской традиции – кулпытас (стела) и койтас (ступенчатое надгробие в виде стилизованного барана). У каждого надгробия также выложен шырак (светильник-очаг). Зажигая его, посетители могут обратиться к аруахам (духам) за помощью.

Говорят, Карасай батыр как военачальник по традиции помогает просящим прежде всего в делах карьеры, продвижении по службе, устройстве на новую работу, решении рабочих и бумажных вопросов. Поклониться нашему батыру приезжают паломники целыми автобусами даже из России – с папками документов в руках они заходят в мавзолей со своими просьбами. «Вы не до конца понимаете силу своих святых», – говорят они местным. И рассказывают об уже побывавших здесь, чьи дела действительно начинали решаться более легко, устранялись препятствия, появлялись новые источники заработка, новая работа.

Но Карасай батыр как щедр, так и строг. Как и все святые, он неукоснительно требует одного: жить чистой жизнью, не курить и, тем более, не пить алкоголь, иначе никакой поддержки не жди.

Сама дорога к нему порой устлана препятствиями: автобус может вдруг сломаться на пути к святому месту, попутчики могут начать спорить и ругаться, а перед выездом неожиданно может что-то разболеться. Так обычно святые проверяют силу намерения человека и его чистоту: если он действительно верит в силу аруахов и готов вытерпеть такие «проверки» смиренно, то, скорее всего, его ждет от них хороший подарок.

Могила святого Жакып Ата недалеко от Балхаша.JPG
Могила святого Жакып Ата недалеко от Балхаша / ©ЭК/Гульсум КУНЕЛЕКОВА

Кстати, по дороге к Кокшетау, за которым еще несколько часов пути до мавзолея, паломники из Алматы у Балхаша заезжают по традиции на могилы еще двух святых: Жакып ата, который при жизни прославился как целитель, а также Кордай батыра.

По приезде у мавзолея прославленных батыров режут жертвенного барана и читают Коран. Сама красота природы вокруг этого места, густые леса, полные плодов и ягод, зелень повсюду, чистота воздуха настраивают приезжающих на благостный лад.

Отметим, что мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров, построенный в 1999 году по поручению президента Казахстана, включен в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения.

Рассказывают, что как-то одному иноземному полководцу спели хвалебную оду, дескать, лучше вас батыра нет, но он остановил льстеца словами: «Нет, если я рублю, то по шею, а если рубит Карасай батыр, то по пояс». Такая сила была у наших казахских батыров!