— Очень тяжело, — жалуется водитель спецтранспорта аэропорта Петр Иванов. — Трудишься полный рабочий день, а экономишь как безработный. Очень тяжелая обстановка. Нам говорят: потерпите, завтра будет зарплата, послезавтра. Подождите до десятого, до пятнадцатого, до конца месяца. И это длится уже полгода!
— О каком доверии со стороны коллектива может идти речь? — подхватывает старший инспектор службы авиационной безопасности Анар Сейдомарова. — Это же просто выживание идет. Людям не на что жить!
В советские годы здесь работала почти тысяча человек, принимали по тридцать рейсов в сутки. Сейчас в Петропавловском аэропорту осталось девяносто сотрудников. Черная полоса порядком затянулась.
В 2003 году аэропорт с баланса областного акимата был передан частным фирмам. Потом последовала целая серия перепродаж. Вложений не было никаких. В результате транспортная прокуратура запретила полеты сюда крупных самолетов, и аэропорт, по сути, закрылся. После судебных тяжб сделки из нулевых были признаны незаконными, и аэропорт в 2012 году все-таки вернули в государственную собственность.
И вот тогда показалось, что скоро все наладится. Чуть позже на бюджетные деньги отремонтировали взлетно-посадочную полосу и терминал. Потом в Петропавловске случился форум приграничного сотрудничества с участием президентов Казахстана и России. И к этому событию уже получивший статус международного Петропавловский аэропорт выглядел очень презентабельно.
Но, по сути, ничего не изменилось. Значительного увеличения количества рейсов не случилось, а значит, и доходы аэропорта по-прежнему были мизерными. Убытки управляющая компания покрывала за счет других своих гораздо более прибыльных аэропортов. Но в 2019 году отказалась от этой обузы.
За 2020 год, когда и без того немногочисленные полеты приостановили, аэропорт накопил почти 700 миллионов тенге долгов, в том числе 24 миллиона по зарплате. И началась процедура банкротства.
Сейчас взлетно-посадочная полоса, терминал, вся обслуживающая техника переведены с баланса комитета гражданской авиации в подведомственную областному акимату СПК “Солтустик”. Понятно было, что такое хозяйство корпорация не потянет. Планировали реализовать в аэропорту проект государственно-частного партнерства.
— Всем инвесторам, которые приезжают к нам в область, я первым делом говорю: аэропорт возьмите! — объясняет аким Северо-Казахстанской области Кумар АКСАКАЛОВ. — Но, к сожалению, никто не хочет. Считают, но экономика не идет. Сейчас один инвестор вроде заинтересовался. Они хотят зарабатывать вовсе не на приеме бортов, потому что взлет-посадка — это всего 50 тысяч тенге! Для того чтобы выйти хотя бы в ноль, нужно не меньше 5-6 рейсов в день, а не 17 в месяц, как у нас сейчас. Главным источником дохода может быть дозаправка самолетов. Мы сейчас думаем, как развернуть международные рейсы в нашу сторону. Мы могли бы предложить им цену на дозаправку чуть ниже. Но для того чтобы это сделать, нужно привести в порядок топливозаправочную станцию. А это, если делать по уму, обойдется в 800 миллионов тенге! Еще лицензия заканчивается, ее надо продлить, а для этого привести все в соответствие. За что ни возьмись, везде деньги нужны!
А настроение коллектива аэропорта сейчас крайне пессимистичное. Почти девять месяцев вместо директора в аэропорту работает банкротный управляющий Камал ГУСЕЙНОВ. На собрании, которое отчаявшиеся сотрудники потребовали провести, он заявил, что имущество АО оценили в 44 миллиона тенге. И как только оно будет продано, людям отдадут положенное. Пообещал сделать это в десятидневный срок.
Сейчас долг предприятия перед сотрудниками вырос до 30 миллионов тенге. Лишь однажды — за январь 2021 года — людям выплатили зарплату. Оказалось, что деньги на это дали… спонсоры. Как признался Кумар Аксакалов, это были местные предприниматели, в том числе и сельхозники, которых они очень попросили.