Депутаты маслихата Алматы дали месяц автопаркам на легализацию кондукторов. Об этом сообщила председатель постоянной комиссии по вопросам труда, занятости и развитию транспорта маслихата Алматы Роза Бадаева, передает iaNews.kz.
По словам депутата, в месячный срок трудовая инспекция должна ей дать ответ по результатам проверки.
«Сегодняшние кондукторы на автобусах — это незаконные люди. Не должно быть беспорядка. С 20 марта по 20 апреля они должны быть официально оформлены или вовсе исчезнуть. Трудовой инспекции поручено проверить все автопарки. Пусть выписывают штрафы в рамках закона», — сообщила она.
Перевозчики, как отметила Роза Бадаева, жалуются на то, что в автобусах ездит много безбилетников, и соглашаются с тем, что кондукторов нужно легализовать.
В свою очередь, перевозчики настаивают на том, что это повысит убыточность автопарков.
«Позиция правильная. Кондукторы должны официально работать. В таком случае наша позиция такая: оператор электронного билетирования должен взять на себя это, они отвечают за полноту сбора. Мы будем настаивать на этом. Изначально водители не должны были заниматься сбором денег. Идея системы электронного билетирования в том, что водители не должны были иметь доступа к наличным деньгам», — сказал директор крупного перевозчика Алматы ТОО «Green Bus Company» Баурджан Кулишев.
По его словам, принять на работу кондукторов крупный алматинский автопарк не может.
«У меня денег нет. Тариф не подняли. Мы с убытками закончили прошлый год на 1,7 миллиарда тенге, а позапрошлый год — 2,5 миллиарда тенге. Если я сейчас возьму кондукторов, это минимум два миллиарда тенге еще убытков. Фактически кондуктор — 75 процентов зарплаты водителя», — пояснил Баурджан Кулишев.
Глава Green Bus Company рассказал, что в компании проводили эксперимент и принимали на работу кондукторов.
«Мы брали группу из 50 кондукторов на работу на два месяца. Работа тяжелая, люди работают и увольняются. Сейчас водителям помогают родственники: жена, дети, племянник и так далее. Это семейный бюджет. Все, что сверх плана, — это их доход. Мы отдаем эти деньги водителю», — заключил Баурджан Кулишев.
28 февраля сообщалось, что управление государственной инспекции труда и миграции Алматы предупредило городские автопарки о наказаниях за работу кондукторов без трудовых договоров. По их данным, у десяти перевозчиков в штате отсутствует позиция «кондуктор».
16 января на тот момент министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова пообещала лично разобраться с ситуацией нелегально работающих кондукторов в городских автобусах Алматы, отметив, что этот вопрос поднимался на уровне правительства. По ее словам, при проведении опроса выяснилось, что кондукторы получают зарплату в конверте, отчисления не делают. Но чтобы проверить организацию, необходимо обращение самих граждан.
«Нам совместно с инспекцией труда нужно будет еще раз уведомить самих работодателей, что незаключение индивидуальных трудовых договоров приведет к адмштрафам и даже к уголовным делам», — пояснила тогда Дуйсенова.
Ранее Роза Бадаева высказалась о хамстве кондукторов в автобусах Алматы, предположив, что в автопарках работают «случайные люди, которые ищут временный заработок». Депутат заявила, что все кондукторы обязаны пройти курсы по обслуживанию пассажиров и легализоваться как работники.