Главная > Без рубрики > Банковский омбудсман в Казахстане

Банковский омбудсман в Казахстане

Институт омбудсмана впервые возник в Швеции в 16 веке и выполнял контрольные функции королевской власти по отношению к судебным чиновникам. В переводе со шведского языка омбудсман – это представитель чьих-либо интересов. В публичном праве омбудсман определяется как «специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах – также частными лицами и объединениями».

В Казахстане институт омбудсмана образован в 2002 году Указом Президента Республики Казахстан «Об учреждении должности уполномоченного по правам человека. В целях усиления ресурсов Уполномоченного по правам человека было предложено создание специализированных омбудсманов.
В 2011 году внесением дополнений в Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» был учрежден институт банковского омбудсмана, как специализированной службы по разрешению банковских споров.
Согласно статье 40-1 Закона омбудсманом является независимое в своей деятельности физическое лицо, осуществляющее урегулирование разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, между банком, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, и заемщиком — физическим лицом по его обращению с целью достижения согласия об удовлетворении прав и охраняемых законом интересов заемщика и банка, организации осуществляющей отдельные виды банковских операций.
Банковским омбудсманом осуществляется урегулирование разногласий, возникающих между заемщиком, являющимся физическим лицом, и лицом, которому уступлено право (требование) по заключенному с таким заемщиком договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита, на основании обращения заемщика.
Лицо, которому уступлено право (требование) по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита, обязано взаимодействовать с банковским омбудсманом и предоставлять любую запрашиваемую банковским омбудсманом информацию и сведения при обращении заемщика, обязательства которого по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита им были приобретены.
Банковский омбудсман избирается сроком на два года, который рассматривает дела только в досудебном порядке.
Банковский омбудсман не рассматривает обращения: принятые к рассмотрению судом и (или) по которым имеется решение суда, вступившее в законную силу; по которым обращающееся лицо не представило письменное доказательство его обращения в банк, организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, с целью урегулирования возникшей ситуации в рамках договора ипотечного займа; направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела; по договору ипотечного займа, сумма которого превышает двадцать тысяч месячных расчетных показателей.
Решение банковского омбудсмана обязательно для банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в случае принятия его заемщиком.
В случае несогласия с решением банковского омбудсмана заинтересованная сторона вправе обратиться за защитой своих прав в суд.
Решение принимается банковским омбудсманом единолично и в письменной форме доводится до сведения сторон, участвующих в споре.
При принятии решений банковский омбудсман руководствуется законодательством Республики Казахстан и условиями заключенных договоров.
Очевидным преимуществом данного альтернативного способа урегулирования споров является то, что он не требует финансовых затрат и оплаты услуг омбудсмана. Деятельность банковского омбудсмана обеспечивается за счет обязательных взносов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
Обращение в офис банковского омбудсмана производится посредством предоставления, перечня необходимых документов как нарочно так и посредством электронной почты.
По результатам рассмотрения спора банковский омбудсман единолично может принять решение: 1) об урегулировании разногласий или 2) о невозможности урегулирования разногласий.
Решение банковского омбудсмана составляется в письменной форме и доводится до сведения сторон спорного правоотношения.
Следует отметить, что решение банковского омбудсмана не имеет обязательной силы.