Генеральное Консульство России и представительство Россотрудничества в Алматы запустили новый историко-культурный проект – программу «Кольцо памяти», посвященную победе советского народа в Великой Отечественной войне, передает IaNews.kz.
Когда мы говорим о войне, то, как правило, вспоминаем блокаду Ленинграда или битву за Берлин, – говорит консул Ирина Переверзева. – Но были и другие дни и моменты войны. Зачастую их не помнят, хотя они того заслуживают. Сегодня мы хотим вспомнить военную Алма-Ату, где в эвакуации оказалось огромное количество людей, оставивших незабываемый след в истории и Советского Союза, и в истории России, и в истории мировой культуры.
То, что в годы войны советская Алма-Ата была местом эвакуации ведущих киностудий и кинодеятелей, факт известный. Старожилы до сих пор помнят народное название жилого дома на пересечении улиц Зенкова и Богенбай батыра. Местные называли его «Лауреатник», поскольку в нем селили эвакуированных деятелей культуры, лауреатов главной в то время советской премии – Сталинской. В «Лауреатнике» жили режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, братья Васильевы, Иван Пырьев, актеры Борис Бабочкин и Любовь Орлова. Очень жаль, что от оригинального архитектурного облика дома сегодня ничего не осталось…
В начале войны в Алма-Ату были эвакуированы более 100 известных на весь СССР литераторов и около трех тысяч деятелей кино. Понятно, что с их приездом культурная жизнь города изменилась. К примеру, с гастролями сюда приезжали Изабелла Юрьева, Аркадий Райкин, Сергей Михалков и Галина Уланова. Великая балерина выступила для алматинской публики на сцене оперного театра в балете «Бахчисарайский фонтан» в 1942 году.
По выражению руководителя экскурсионного отдела Государственного музея искусств им. Кастеева Оксаны Танской, в годы ВОВ в Алма-Ату высадилась еще и «писательско-поэтическая армия». Здесь жили и творили Леонид Леонов, Константин Симонов, Наталья Кончаловская, Галина Серебрякова. Алексей Толстой дописывал в Алма-Ате свое произведение об Иване Грозном, а Михаил Зощенко работал над повестью «Перед восходом солнца».
В районе нынешнего алматинского зоопарка было место, которое в народе называли «хохлацкая слободка». В войну там селили эвакуированных украинских деятелей культуры. А вот в Большой и Малой станицах жили представители еврейской творческой интеллигенции. При Союзе писателей Казахстана тогда даже была организована еврейская секция.
Жили эвакуированные по-разному, но в целом скромно. Живший в то время в Алма-Ате Максим Зверев, узнав о бедственном положении своего товарища – писателя Александра Бармина, нашел его в районе Тастака и предложил поселиться в зоопарке, где он сам тогда жил и работал. Во время войны в зверинце погибло много птиц и обезьян, в одной из опустевших клеток и было устроено жилище для Бармина и его семьи. Позже, когда появилась возможность, Зверев нашел товарищу «человеческое» жилье.
Константину Паустовскому повезло больше. Он поселился в квартире Мухтара Ауэзова, две комнаты которой делили две семьи. «Живем дружно, колонией», – писал Паустовский своему другу Рувиму Фраерману.
Алма-Ата была переполнена, в городе были проблемы с жильем и инфраструктурой, но город стал одним из ведущих культурных центров СССР, – говорит Оксана Танская. – Бытовые условия можно было сравнить с условиями деревни. Проблемы были с транспортом, была нехватка продуктов, люди умирали от тифа. Несмотря на это, люди продолжали творить и создавать чудеса отечественной культуры.
Чтобы представить, насколько противоречивой тогда была жизнь, можно вспомнить, что в эвакуации от тифа умер известный в те годы актер Борис Блинов, сыгравший Фурманова в фильме «Чапаев». Скончался в Алма-Ате и актер Николай Черкасов, сыгравший Суворова в одноименном фильме.
Но наибольшую известность в годы ВОВ Алма-Ата получила как центр советской кинематографии.
К декабрю 1941 года город был полон кинематографистами, уже приехали «Мосфильм» и «Ленфильм» и, объединившись с алма-атинской киностудией, образовали ЦОКС – Центральную объединенную киностудию, – рассказывает Оксана Танская. – В ноябре 1941 года были эвакуированы ВГИК и Всероссийская сценарная студия. Почему киностудии были эвакуированы именно в Алма-Ату? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Существует мнение, что причиной стал климат – обилие солнечных дней позволяло проводить почти круглогодичные съемки на природе.
ЦОКС и его павильоны находились в нынешнем здании филармонии им. Джамбула. Здание было построено незадолго до войны как Дом культуры. На тот момент в нем была самая большая концертная студия города, которую наспех переоборудовали под киностудию. Там бок о бок работали ведущие кинохудожники страны. Позже, уже перед возвращением в Москву, Сергей Эйзеншейн устроил прощальный ужин на крыше здания. В те годы город был практически одноэтажным, панораму гор ничто не закрывало, и в лучах заходящего солнца Алма-Ата произвела на гостей сильнейшее впечатление.
В те годы в городе было произведено 80% всей советской кинопродукции – 23 полнометражные картины и 10 короткометражных. Среди них такие легендарные фильмы, как «Машенька», «Котовский», «Парень из нашего города», «Иван Грозный», «Песни Абая». Неудивительно, что Алма-Ату тогда называли советским Голливудом.
В таких условиях активно шел процесс культурного взаимодействия. Каждый четверг Мухтар Ауэзов и Габит Мусрепов читали лекции о казахской литературе и культуре. Проходили они, как говорит Оксана Танская, при полном аншлаге:
Когда киностудии возвращались в Москву и Ленинград, часть кинематографического оборудования они оставили своим алматинским коллегам. Остались и некоторые специалисты. Это повлияло на развитие местного кинематографа. Вообще, пребывание представителей советской культурной элиты в Алматы в качестве эвакуированных или сосланных дало толчок развитию города как культурного центра всего Казахстана.