Французский ученый заявила, что в Казахстане сокращается русскоязычная аудитория. Казахизация глазами французского ученого, чем отличаются казахстанские студенты от турецких и какой обряд может вызвать дождь — редакция Total.kz предлагает прямой перевод публикаций из казахоязычных СМИ и пабликов в соцсетях.
В Казахстане из русских останутся лишь пенсионеры
По данным исследования французского ученого Марлен Ларюэль, этнический состав Казахстана за последние десятилетия сильно изменился в сторону казахизации, тогда как многие западные эксперты считают страну до сих пор «обрусевшей», пишет Dalanews.
«В Казахстане день за днем сокращается русскоязычная аудитория. Даже в северных, традиционно «русских» регионах доля русских не больше 50%, и они превращаются в национальное меньшинство. Идет старение русского населения, его средний возраст на сегодня 44 года, молодежь русской национальности стремится уехать из страны. Средний возраст казахов 23 года. Казахское население обогнало русскоязычную аудиторию по возрасту, демографии, и через 10–20 лет в Казахстане могут остаться из русских лишь люди пенсионного возраста. Города в Казахстане казахизируются. Если в 1970-х годах в городах насчитывался один миллион населения страны, то сейчас эта цифра возросла до пяти миллионов, что изменило городской колорит. Хотя страна до сих пор находится под влиянием Кремля, со временем «русский вопрос» в Казахстане потеряет актуальность. Поколение, рожденное 15–20 лет назад, уже не воспринимает ценности «русского мира». Казахизация в стране идет естественным способом, и казахстанские власти, чтобы «аккуратно» сместить русский язык, пропагандируют изучение английского языка», — говорится в исследовании.
Чем отличаются турецкие студенты от казахстанских
Портал Qamshy публикует интервью казахстанки Мадины Жангазы о жизни и обучении в Турции. В интервью она рассказала об различиях между казахстанскими и турецкими студентами.
«Здесь к студентам предъявляются очень высокие требования. Поэтому турецкая молодежь день и ночь проводит в обнимку с книгами, выполняя задания. Можно вообще забыть, что такое выполнить задание, скопировав его из интернета. Наши студенты, которые приехали учиться на полгода по программе академической мобильности, покупали поддельный сертификат об «обучении» на курсах турецкого языка в Казахстане и потом очень мучились на занятиях. Когда дело доходит до занятий или экзамена, конкуренция очень высокая. Турецкие мальчики и девочки вообще не дают списывать. Очень много казахстанских студентов, которые, не получая помощи, заваливают предметы и с трудом закрывают экзамены. Поэтому, приезжая в Турцию для получения образования, стоит заранее изучить и подготовиться к системе образования, не думая только о путешествиях и гуляниях», — рассказала она.
Обряд «тасаттык» вызвал дождь
Древний ритуал жертвоприношения во время засухи с просьбой о дожде до сих пор проводят в некоторых регионах Казахстана, пишет интернет-сайт Stan.
Житель села Киши Каркара Кегенского района Алматинской области рассказал изданию, что после обряда «тасаттык» в селе неделю шел дождь.
«Мы собрались вместе с аксакалами, предпринимателями и решили совершить жертвоприношение. На берегу реки поставили шатер и накрыли стол. Зарезали лошадь и барана. Мулла прочитал особые молитвы для тасаттык. Собрался весь аул. Мы отнесли казаны к берегу реки. Утром зарезали скот, ближе к полудню во время намаза прочитали Коран, женщины накрыли стол, потом поели мясо. Мы сварили конину и баранину в одном казане. Приехали аксакали из соседних аулов. По словам старейшин, тасаттык — давняя традиция. Помню, когда я был ребенком, родители тоже делали тасаттык возле водоема. Пять лет назад тоже была сильная засуха, тогда мы также проводили тасаттык. Его не проводят каждый год, только во время засухи и жары», — говорит Талгат Акбаев.
По мнению этнографа Талгата Омара, обряд «тасаттык» — наследие тенгрианства, но жертвоприношение в обряд пришло из ислама.
«Дождь дает энергия и небо. Для неба нужна не кровь, а молочные продукты. Молочные продукты, полученные от скота, расплескивали в сторону неба. После введения в ислам обряда жертвоприношения скот стали забивать. На самом деле, это неправильно», — считает ученый.
Для проведения обряда жители аула собрали по три-пять тысяч тенге от каждой семьи, в мероприятии приняли участие около ста человек, говорится в материале.