Региональный директор Международной тюремной реформы (PRI) в Центральной Азии Азамат Шамбилов высказал мнение о планируемом освобождении 5 тысяч заключенных, передает IaNews.kz.
«То, что освобождаются 5 тысяч человек — это просто отлично. Тем более, если это те люди, которые совершили преступления не насильственные, мелкие, а таких людей очень много. Но после этого нас ожидают трудности. Это большой революционный шаг, который принимает страна», — заявил Азамат Шамбилов.
Он пояснил, что органы, которые помогают экс-заключенным влиться в общество, могут не выдержать такую нагрузку.
«Кто отвечает за этих людей? Отвечают за них служба пробации и местные исполнительные органы в лице акимата, отделов координации социальных программ и трудоустройства. Спросите меня, сколько у нас центров по реабилитации? Ни одного. Освобожденные люди будут нуждаться в четком социально-психологическом сопровождении, но в службе пробации 80 процентов сотрудников — это юристы, а они не смогут достойно оказывать эту поддержку», — считает правозащитник.
«Все вышеупомянутые мною институты не готовы к 5 тысячам человек. Это будет для них большой нагрузкой. Даже если разбить их на 10 регионов — представьте, по 500 человек будет завтра перед каждым акиматом. И все они будут просить работу, соцпособия, жилье и прочее», — заявил Азамат Шамбилов.
Эксперт подчеркнул, что цель гуманизации наказаний и освобождения заключенных не должна выражаться в очистке тюрем и освобождении бюджета.
«Мы должны понимать, что эти люди представляют определенный риск для общества, и риск этот надо предупредить до того, как эти люди в обществе появятся. Осужденный выходит на свободу. Кем он будет работать? Он будет работать чернорабочим, в строительстве, но даже там он не выдержит конкуренции», — отмечает он.
Азамат Шамбилов считает, что решением этой проблемы могут стать четкое разделение бывших заключенных по категориям и конкретная градация освобожденных.
«По международным стандартам должен быть представлен социальный портрет осужденного: кем он является, как будет жить, какие навыки есть. После этого экс-заключенный должен направиться к психологу — тот изучит его личность и склонности — это все должно быть одним из условий освобождения», — заявил эксперт.
Он заявил, что, помимо этого, необходимо наладить систему сопровождения социальных работников и поддержку юристов по восстановлению жилья.
«Потерявших жилье среди заключенных очень много. Этим и должны заниматься местные органы и службы пробации. Здесь же следует помнить, что заключенных никто не отпускает просто так. Они ведь должны отмечаться у инспекторов, не выезжать из города, до 23.00 находиться дома и другое. По сути, он покидает только стены тюрьмы. И эта старая советская методика учета очень их угнетает — с этим надо бороться», — заключил он.
Напомним, в начале этого месяца в ходе коллегии ведомства генеральный прокурор РК Кайрат Кожамжаров заявил, что ведомством разработан законопроект, направленный на гуманизацию уголовной политики. В частности, генпрокурор отметил, что данные меры позволят освободить в Казахстане около 5 тысяч заключенных