Главная > Новости > В стране > Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура рассмотрения и разрешения обращений, жалоб на действия, бездействия и решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ведомства.

Досудебный порядок разрешения налоговых споров урегулирован Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
С помощью досудебного порядка урегулирования налоговых споров можно:
– выразить несогласие с актом и результатами проверки;
– обжаловать вступившее или не вступившее в силу решение налогового органа;
– обжаловать действия и бездействие налоговых органов.

Досудебное урегулирование налоговых споров — это оперативный и действенный метод разрешения конфликтов о приостановлении операций по счетам, о возложении обязанности уплатить налог, пеню, штраф, а также по иным решениям налогового органа, которые требуют быстрого реагирования налогоплательщика.

Жалоба налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки подается в уполномоченный орган в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления.
Алгоритм действий в этом случае выглядит следующим образом:
– составление жалобы, обращения.
– подача документов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по почте, через интернет или лично по месту нахождения налогового органа. При этом, копия жалобы также должна быть направлена налогоплательщиком в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки.
В случае пропуска по уважительной причине срока, на подачу жалобы, этот срок по ходатайству налогоплательщика подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом, рассматривающим жалобу.
В качестве уважительной причины признается временная нетрудоспособность физического лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, а также руководителя и (или) главного бухгалтера (при его наличии) налогоплательщик).
Следует отметить, что налогоплательщик не вправе производить отзыв жалобы в период проведения тематической проверки до даты ее завершения.
Налогоплательщик, подавший жалобу в вышестоящий налоговый орган, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании своего письменного заявления. Отзыв жалобы влечет прекращение производства по жалобе, однако не лишает налогоплательщика права на подачу повторной жалобы при условии соблюдения установленных сроков.
По окончании рассмотрения жалобы по существу вышестоящий налоговый орган выносит мотивированное решение в письменной форме и направляет его по почте заказным письмом с уведомлением или вручает его налогоплательщику под роспись, а копию направляет в налоговый орган, проводивший налоговую проверку.
Возможные варианты решения спора в порядке досудебного урегулирования — это:
оставление обжалуемого уведомления о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения; отмена обжалуемого уведомление о результатах проверки полностью или в части.

Среди плюсов процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, безусловно, оперативность и простота.
Досудебное урегулирование не требует оплаты государственной пошлины и не несет каких-либо судебных расходов для заявителя. Кроме этого, приостановливается исполнение решения налогового органа, которое обжалуется, до итогового решения по обращению.
В ситуации, когда досудебное урегулирование не принесло ожидаемых результатов, необходимо обращаться в суд.

Судья суда №2 города Петропавловска
Испаева Д.А.