После успеха фильма «Игла» казахстанского режиссера Рашида Нугманова борец с наркомафией Моро должен был продолжить шествие по киноэкранам. Для Виктора Цоя были написаны новые сценарии, но гибель артиста не позволила этому сбыться, рассказывает IaNews.kz.
Если постапокалиптический истерн «Дети солнца» («Дикий Восток») впоследствии был снят с другим актером, то «Цитадель смерти» так и не увидел свет. Однако Рашид Нугманов не оставляет планов по поводу этой картины, в которой, по его замыслу, Моро должен сыграть сын Виктора Цоя — Александр. Как рассказал казахстанский режиссер, загвоздка заключается в том, что продюсеров пугает сценарий, и пока не удается найти финансирование.
Персонаж Моро появился из неосуществленного проекта об алма-атинских стилягах первой половины 60-х «Король Брода». В процессе работы над сценарием Рашид Нугманов переключился на ленту «Игла» и перенес персонаж туда. Но самым первым фильмом Нугманова и Цоя была короткометражка «Йя-Хха», в которой среди прочих также снялись Кинчев, Гребенщиков, Науменко. Познакомившись с Цоем, Нугманов предложил ему написать музыку к этой ленте и стать одним из действующих лиц. Буквально сразу он понял, что Цой идеально подходит на роль Моро.
«Йя-Хха» была завершена в 1986 году, и в этом же году группа «КИНО» полным составом снялась в дипломной работе Сергея Лысенко и Олега Смирнова. Основу фильма составили четыре клипа «КИНО», связанных между собой идущей сюжетной линией. «Короткометражный фильм «Конец каникул», где Виктор снялся после «Йя-Ххи», ему активно не понравился, поскольку в игровых сценах, в отличие от музыкальных, ему приходилось лицедействовать, и они с Марианной после съемок запретили выпускать фильм. Он увидел свет только после его смерти», — рассказал Нугманов.
Идею фильма «Дети солнца» (не путать с экранизацией пьесы Максима Горького) предложил Виктор Цой. По сюжету, цирковая династия лилипутов, устав от нападок банды байкеров, обращается к Страннику, который вместе с командой наемников помогает им избавиться от угнетателей. В главных ролях должны были сняться Виктор Цой и остальные музыканты группы «Кино». В 1991 году Рашид Нугманов принял предложение инвесторов снять картину «Дети солнца». Она вышла под названием «Дикий Восток». Как рассказал режиссер, многие из песен «Черного альбома» группы «Кино», писавшегося накануне съемок «Дети солнца», должны были появиться в фильме.
«Многие из этих песен выросли из того, что мы обсуждали вместе той весной и летом», — поделился Нугманов.
Сценарий к кибер-панк картине «Цитадель смерти» Рашид Нугманов писал совместно с культовым американским фантастом Уильямом Гибсоном. «Дети солнца» и «Цитадель смерти» должны были сниматься осенью 1990 года и год спустя соответственно.
«Виктор отклонял все актерские предложения, посыпавшиеся на него после выхода «Иглы»; его ответ был простой: мы работаем только с Рашидом», — вспоминает режиссер.
Буквально за считанные недели до начала съемок «Детей солнца» Виктор Цой разбился на трассе под Ригой. «Москвич», которым управлял лидер «КИНО», столкнулся с «Икарусом». Рабочие наброски сценария «Цитадель смерти» делались в начале 1990 года. По сюжету, действие картины происходит в капиталистическом Ленинграде, отделившимся от охваченного гражданской войной СССР. Но никакой утопии. В городе идет жесткая война за «место под солнцем». Вооруженные банды по ночам делят районы, бизнес. Таковы предлагаемые обстоятельства для героя Моро, который пробирается в город и сразу оказывается вовлеченным в заговор, связанный с желанием захватить власть монархистом-диктатором. Как рассказал Рашид Нугманов, несмотря на то, что сюжет фантастический, продюсеры участвовать в кино опасаются. Но режиссер не теряет настроя.
«У меня был план сделать этот фильм с Александром Цоем. Проблема сейчас заключается в финансировании. Действие происходит в параллельной реальности, где Петроград — единственный свободный город в России. Я говорил с несколькими возможными со-продюсерами и финансистами, всех сюжет пугает, даже если это фантастика, смесь кибербанка и стимпанка, не имеющая к реальной России никакого отношения. Возможно, сделаем комикс. Посмотрим», — поделился Рашид Нугманов.
Между тем совсем недавно на экраны вышел фильм Кирилла Серебренникова «Лето», в котором Виктора Цоя сыграл корейский актер Тео Ю. Рашид Нугманов положительно оценивает эту ленту, но остается верным своему принятому ранее решению о невозможности для себя снимать автобиографическую картину про лидера группы «КИНО». Будучи близко знакомым с Цоем, Нугманов не может пойти на то, чтобы его играл актер.
«Цой в фильме Серебренникова — разумеется, не Цой, а его образ в неком параллельном мире. Но построить этот мир режиссеру удалось, и персонаж в нем вполне органичен для поставленной задачи. Фильм теплый, романтичный, сделан с большой любовью к прототипам и времени. В этом отношении у меня никаких претензий нет. Рекомендую к просмотру. Но дело в том, что я слишком близко знал Виктора, чтобы работать с актером, имитирующим его. Все для меня будет неправда, ложь и лицедейство, даже если как профессионал я понимаю, что художественный замысел не обязан копировать жизнь. Серебренников не знал лично ни Майка, ни Цоя, мог позволить себе отстраниться и снимать свое представление о них. Ведь у меня нет этого представления, у меня есть знание и личный опыт работы с живыми Майком и Цоем, и я просто буду не в состоянии заменить реальную жизнь искусственной — на чисто эмоциональном уровне», — высказался Рашид Нугманов.
21 июня 2018 года Виктору Цою исполнилось бы 56 лет. В этот день в Алматы Герой Моро из культового фильма Рашида Нугманова «Игла» — прообраз легенды русского рока Виктора Цоя — обрел реальность за пределами телеэкранов. В честь 30-летия со дня выхода кинокартины скульптура Моро была установлена на улице Тулебаева в Алматы, где снимались финальные кадры фильма.