В старом микрорайоне на левом берегу Омска, где много веков назад казахи основали аул Каржас, прошла необычная акция, сообщает iaNews.kz со ссылкой на «Хабар 24».
Там презентовали автобусную остановку с одноименным названием. В планах – создать на месте древнего казахского кладбища мемориальный комплекс. С такой инициативой выступили известные ученые и общественные деятели. Сейчас объект, кстати, включенный еще 40 лет назад знаменитым археологом Борисом Мельниковым в перечень важных объектов культурного наследия региона, превратился в пустырь, а некоторые горожане стали выгуливать на месте древних погребений своих питомцев.
Нургали Чалов, житель г. Омска:
— Рахмет большой, что мэрия поддержала и решила вернутся к истории. И что облагородили автобусную остановку, присвоили ей старое название. Здесь веками место называется так, и это правильно. От всего населения района благодарим и депутатов, и всех общественников, кто занимается сохранением истории.
Марина Штергер, руководитель управления по делам национальной политики, религии и общественных объединений:
– Инициатива была поддержана и омским городским советом, и администрацией города Омска – и остановке присвоили историческое название «Каржас». Поэтому мы считаем, что это инициатива хорошая, историческая, памятные места надо сохранять. Тем более в памяти омичей это место так и называлось.
Ученый-этнограф Шолпан Ахметова занимается изучением истории аула Каржас 20 лет. Первое большое оседлое казахское поселение здесь появилось после окончательной победы над джунгарами. Об этом свидетельствуют старинные карты начала 18 века.
Шолпан Ахметова, доктор исторических наук:
– Вон там в низине старый аул Каржас находился, где там коттеджи построили. Там стояли юрты. За этими коттеджами были цеха судоремонтного завода. Это место было летовкой Каржас Акша. А их зимовки были где-то в Семипалатинской области, и в Павлодарской области в районе Баянаула, там, кстати, и жил Акша.
Одна из легенд звучит так: казахи обитают здесь с тех времен, когда верблюд, стоя на одном берегу Иртыша, щипал траву на другом берегу. Старое кладбище почти полностью разрушилось. А ученые нашли тут немало следов средневековья и даже железного века. Но археологические раскопки ни разу не проводились.
Шолпан Ахметова, доктор исторических наук:
– Здесь археологизированы остатки старых и древних могил. Как мы изучали с археологом ОМГУ Ириной Васильевной Таупека, эти остатки являются ничем иным, как насыпями, которые были получены в ходе осыпания дерновых кирпичей, сделанных надмогильных сооружений. Это уже говорит, что кладбище очень старое. Здесь были могилки детские, на которых стояли детские колыбели, кроватки, — это языческий обряд, которые жители аула Каржас донесли и продолжали использовать этот обычай, сохранили в советские годы.
Аксакалов остается все меньше и меньше. Но Гульсум-апай успела записать на бумагу одну старинную песню. В ней рассказывается, как дружно жили здесь различные казахские рода.
Старое кладбище может таить много интересных тайн и загадок, считают ученые. Еще в советское время известный историк Борис Мельников поставил его на специальный учет, как важный объект археологический объект. Однако сейчас это место представляет большой пустырь, а некоторые даже строят рядом частные гаражи и сажают картошку. Общественность и ученые просят власти сделать из кладбища мемориальный комплекс, как-никак это одно из древнейших мест в городе.
Айгуль Бескемпирова, писательница:
— Теперь осталось за малым – не дать этому месту стать пустырем, таким образом, я считаю, историческая память нашего Омска многонационального увековечиться.
Больше 500 лет назад в этих краях насчитывалось несколько крупных аулов. Но после репрессий и раскулачивания баев они почти опустели. Один из сохранившихся сейчас – это аул Кошкарбай. А если проехаться по округе, то среди березовых колок можно наткнуться на руины старых домов, или старинные кладбища с полумесяцами. Современные омские казахи хорошо помнят свою историю, чтят и передают из поколения поколению.
Шолпан Ахметова, доктор исторических наук:
— Сейчас можно только спасти остаток этого кладбища, желательно бы всю эту территорию кладбища огородить, чтобы по нему не ходили люди. Или просто благоустроить, пусть сделают дорожки, поставят памятник. Все-таки – это археологический памятник. Это кладбище может стать еще одним историческим мемориальным памятником Омска, тем более, по моему, это единственный памятник – ровесник городу Омску.
Общественники и видные ученые уже занимаются этим вопросом, готовят обращение в администрацию региона, а заодно просят обратить внимание на объект опытных исследователей средневековья из Казахстана.