Главная > Новости > В мире > Эксперт Леон Арон: «Казахстан — потенциальная жертва Владимира Путина»

Эксперт Леон Арон: «Казахстан — потенциальная жертва Владимира Путина»

Если президент России Владимир Путин захочет развязать еще одну короткую победную войну, то недостатка в мишенях у него не будет. В число потенциальных жертв входит также Казахстан. Об этом говорится в статье американского эксперта по РФ Леона Арона, опубликованной в Politico, сообщает IaNews.kz со ссылкой на nur.kz и inosmi.ru.

Политолог написал, что «поскольку Путин является в гораздо большей степени патриотом Советского Союза, нежели России, одним из его первых приоритетов после вступления в должность президента в 2000 году стало возвращение государственной собственности и контроля над ключевыми политическими и экономическими активами, утраченными в период распада Советского Союза. А именно: он хочет восстановить советскую власть над ключевыми отраслями промышленности, судами, СМИ и национальной политикой. Позже, во время третьего и четвертого президентских сроков он переключился на геополитику: пошли вторжения на территорию Украины и Крыма, альянс с Сирией, а также различные атаки на западные демократии, которые прежде КГБ называло «активными мерами» и которые теперь приобрели форму кибератак».

«Сегодня, в день семилетней годовщины «аншлюса» Крыма мы снова наблюдаем многие из тех самых предпосылок, которые повлекли за собой ничем не спровоцированное вторжение России на Украину. Поэтому прогнозирование их траектории и разработка плана действий должны стать одними из ключевых задач администрации Байдена»

— подчеркнул Арон.

По его мнению, «есть как минимум две причины для того, чтобы Путин обдумывал возможность предпринять подобные масштабные и дерзкие шаги сегодня. Первая из этих причин — стратегическая и неизменная: Путин стремится к славе для себя и для путинской России, что в его сознании тесно переплетено. Второй мотив носит тактический характер: Путин приближается к пожизненному президентству (его текущий шестилетний срок заканчивается в 2024 году, когда ему будет 72 года, и, вполне возможно, он переизберется еще на один срок в 2030 году) в стране, где экономика и доходы граждан находятся в состоянии застоя уже более десяти лет и где неутихающая пандемия covid-19 оставила глубочайшие шрамы. Более того, арест доблестно сражающегося за демократию народного лидера Алексея Навального спровоцировал волны акций протеста более чем в 100 российских городах — впервые с момента антипутинских демонстраций зимой 2011-2012 годов».

Эксперт отметил, что «те же факторы — глубоко укоренившиеся убеждения и восприятие, мрачные экономические перспективы и необходимость обеспечить выживание путинского режима — сошлись в одной точке в 2012 и 2013 годах. Приняв одно из важнейших судьбоносных решений в своей политической карьере, Путин использовал «возвращение» Крыма в качестве замены экономическому прогрессу и росту доходов россиян, чтобы укрепить свою популярность и, соответственно, легитимность своего режима».

«И патриотизм в России, увы, сработал. Ежемесячный рейтинг одобрения Путина резко вырос в среднем с 65% в 2012 и 2013 годах до 81%, продержавшись на этом уровне с 2014 по 2018 год. Российские эксперты назвали это «крымским консенсусом» — «эмоциональным подъемом», повлекшим за собой «условное согласие россиян терпеть лишения в обмен на имперское величие. Людям свойственно повторять те действия, которые приносят им желаемый результат. Политологи называют это «зависимостью от первоначально выбранного пути» («эффект колеи»). Оказавшись сегодня в более затруднительном положении — в политическом и экономическом смыслах, — нежели в 2012-2013 годах, и учитывая постепенное разрушение «крымского консенсуса», Путин вполне может обратиться к тому, что в прошлом прекрасно работало, — к коротким победным войнам»

— говорится в публикации.

Политолог считает, что, «если Путин захочет развязать еще одну короткую победную войну, недостатка в потенциальных мишенях у него не будет. Очевидными кандидатами являются как минимум пять соседних государств. Три из них — Грузия, Молдавия и Украина — являются зонами «замороженного конфликта», который можно легко разморозить с помощью российских военных или их ставленников внутри этих стран или на границах. Еще одна такая страна, Белоруссия, входит в состав «Союзного государства» — вместе с Россией. В пятой потенциальной жертве, в Казахстане, проживает больше этнических русских — 3,5 миллиона, — чем в любой другой бывшей советской республике, за исключением Украины. Причем большая часть этих этнических русских удобно расположилась в шести северных областях, которые граничат с Россией. Как только Талибан возьмет Афганистан под свой контроль и начнет расширять свое влияние в государствах Средней Азии, Путин сможет наконец-то начать «аншлюс» этих областей в качестве «защиты» этнических русских Казахстана».

Иллюстративное фото: kremlin.ru