Новая задача есть у министра Даурена Абаева — ему нужно объяснить почему МИК засекретило информацию о государственном заказе. Тем более, что кое-кто в открытую называет это лицемерием. А ведь мы недавно писали о том, что глава Министерства информации и коммуникаций Даурен Абаев сумел объяснить почему Казахстан занимает очень низкое место в рейтинге свободы информации, а чуть ранее он же сумел объяснить, почему нужно отключать интернет при чрезвычайных ситуациях. Далее рассказывает IaNews.kz.
«МИК сделало информацию о размещении госзаказа в СМИ «для служебного пользования». И если я раньше называла такую позицию лукавством, то сейчас говорю о лицемерии. Потому что в одно и то же время министр (информации и коммуникаций РК Даурен – КазТАГ) Абаев, с одной стороны, говорит о том, что журналистика потеряла остроту, с другой стороны, не делает ничего, чтобы защитить сайт ratel.kz и скрывает информацию о госзаказе», — сказала Д. Окремова в ходе XI конференции по вопросам развития казахстанского рынка СМИ «Медиа Курултай» в среду.
По озвученной ею информации, госзаказ в СМИ в 2017 году составил Т54 млрд, в этом году на настоящий момент выдали более Т40 млрд, лидерами в получении госзаказа являются СМИ Астаны и Алматы, но какое издание получило и сколько – неизвестно.
«В прошлом году, как я уже сказала, МИК сделало эту информацию «для служебного пользования», что противоречит нормам закона «О доступе к информации». По поводу того, а были ли какие-то секреты, могу сказать, что туда попали производство передач «Доброе утро», ток-шоу, пропаганда здорового образа жизни и т.д. К сожалению, мы не можем получить информацию, кто именно и сколько на это денег получил. Формулировка МИК, почему нам засекретили, следующая: «Если информация будет открыта, то это будет снижать доверие к СМИ». Это, по сути, признание того, что система размещения госзаказа, мягко говоря, нехороша», — добавила Д. Окремова.
Особо она отметила, что, обжаловав позицию МИК в суде и проиграв иск во всех инстанциях, Правовой медиа-центр намерен обратиться по этому поводу в Комитет ООН по правам человека, потому что доступ к информации – базовый принцип в государстве.
«Первоначально мы хотели с получением информации о госзкакзе создать на медиа-рынке конкурентоспособную среду. Теперь мы будем просто добиваться реализации норм Закона «О доступе к информации», тестировать сам закон, так как он гарантирует получение детальной информации. И, если раньше эта тема нашему обществу (была – КазТАГ) не очень интересна, то после отказа МИК интерес вырос, люди стали задавать вопросы: а что же там такого, что нужно это скрывать, делать секретным», — уточнила свою позицию Д. Окремова.
Также эксперт сообщила, что одна из рекомендаций, с которыми Правовой медиа-центр выходил в МИК, – предложение помечать информацию, размещенную в рамках госзаказа, особым образом.
«Вопрос обсуждается более 10 лет, но ничего не меняется. Поэтому дело чести Даурена Абаева – уже что-то сделать», — резюмировала Д. Окремова.
В свою очередь Директор департамента госполитики в области СМИ министерства информации и коммуникаций (МИК) РК Бекзат Рахимов не стал комментировать позицию министерства по этому вопросу, ссылаясь на то, что «она была озвучена несколько раз». Но в то же время он признал, что существующая модель размещения госзаказа в СМИ неидеальна и встает вопрос о ее целесообразности в сегодняшнее время.
«Мы обязаны рассматривать различные сценарии, в том числе и вообще отказа от госзаказа. Единственное, что нас пока останавливает полностью отказаться, это то, что в этих условиях закроется огромное количество СМИ. И если отказываться от госзаказа, то необходимо, чтобы этот процесс был поэтапным, в течение 2-5 лет», — сказал Б. Рахимов.