Поправки направлены на совершенствование госзакупок и законодательное регулирование закупок квазигоссектора, сообщает iaNews.kz.
С 1 января 2019 года в Казахстане вводится в действие новый закон о госзакупках и закупках квазигоссектора. Об этом сообщила пресс-служба министерства финансов, передает Zakon.kz.
Глава государства подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора» 27 декабря.
Как отметил на брифинге директор департамента законодательства госзакупок Минфина Сабит Ахметов, поправки направлены на совершенствование госзакупок и законодательное регулирование закупок квазигоссектора.
По словам С.Ахметова, закон позволит решить три главные проблемы: чрезмерная зарегламентированность закупок, низкая квалификация участников закупок и большая доля закупок из одного источника.
Как считает глава департамента, необходимо упрощение госзакупок.
«Первое — увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника со 100 МРП до 500 МРП (с 240 500тг. до 1 202 500тг.). Это позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам, — сказал он. — В основном, эта норма коснется заказчиков с небольшими бюджетами. Это детские сады, школы, поликлиники, больницы, дома культуры, интернаты, дома престарелых. В рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличивается до 3-х тыс. МРП (6 807 000 тг.). Для сельских акиматов данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок».
Второе — в закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 000 МРП или до 2 405 000тг) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары.
-Это обосновано тем, что сейчас в закупках способом запроса ценовых предложений имеется большая проблема поставки некачественных товаров, как правило, это контрафактная продукция. Такая продукция в целом соответствует техническим характеристикам, указанным в технической спецификации. Однако после приемки товаров и его эксплуатации они выходят из строя, — пояснил представитель Минфина.
Третье — законом предусматривается совершенствование системы централизованных закупок.
По словам С.Ахметова, централизованные закупочные органы будут функционировать на республиканском, областном и районном уровне на базе действующих единых организаторов.
-Сейчас каждый областной и районный акимат утверждает свой Перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через единых организаторов. В целях единообразного подхода теперь закупки Единых рганизаторов будут определяться Минфином. Тем самым будут четко разграничены закупки централизованных служб, — отметил С. Ахметов.
Кроме того, в рамках централизованных государственных закупок предусмотрены нормы, позволяющие объединять мелкие закупки в один крупный лот. Это позволит стандартизировать закупки и загружать производственные мощности бизнеса на большие объемы.
Теперь централизованные закупочные органы будут закупать не по отдельности для одного заказчика, а сразу для нескольких заказчиков путем консолидации их потребностей.
Преимуществами такого подхода являются достижение лучшей цены и качества за счет большого объема закупок, возможности заключения сделок напрямую с производителями, сокращение расходов на проведение процедур закупок, стандартизации приобретаемых товаров, работ, услуг.
Касательно повышения квалификации и ответственности участников системы госзакупок директор департамента Минфина отметил ряд моментов.
Первое — устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика.
Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда.
Данная информация будет извлекаться автоматически из информационных систем Комитета государственных доходов.
Это также позволит повысить поступление налогов.
Второе — решается вопрос демпинга. Теперь дается четкое понятие «демпинговая цена» и ее недопущение.
Сейчас есть проблемы, когда участники закупок в погоне за контрактами необоснованно снижают цены (демпенгуют), что влечет ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Третье — в настоящее время появилась целая когорта «профессиональных жалобщиков», «троллей», для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок.
Как правило, такие «профессиональные жалобщики» без намерения участия в закупках подают заявки в целях получения доступа к информации других участников в рамках взаимного просмотра.
Для исключения таких ситуаций предлагается:
— запретить потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, просмотр документов других участников;
— не рассматривать жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации;
— не приостанавливать срок заключения договора по жалобам третьих лиц (не принимавших участие в закупках).
Четвертое — устанавливается платность услуг использования (доступа) веб-портала государственных закупок.
Одним из важных моментов С.Ахметов считает сокращение закупок из одного источника и снижения коррупции.
Первое — из 53 оснований закупок из одного источника исключаются 5 случаев:
— приобретения права природопользования;
— приобретения ценных бумаг, доли в уставном капитале юридических лиц;
— приобретения для осуществления монетарной деятельности, а также по управлению Национальным фондом РК и пенсионными активами;
— приобретения товаров, работ, услуг, осуществляемого в соответствии с международными договорами РК, по перечню, утвержденному Правительством РК, а также в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является РК;
— приобретения услуг по проведению технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народа РК.
Второе — устанавливается обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся.
Это позволит сократить закупки из одного источника.
Третье — устанавливается запрет на привлечение субподрядчиков предприятиями «Енбек» уголовно-исполнительной системы МВД РК в рамках закупок из одного источника.
Это обусловлено тем, что предприятия Енбек получая напрямую госзаказ, вместо трудоустройства осужденных передавали все объемы на субподряд.
Четвертое — устанавливается административная ответственность членов конкурсной комиссии за несвоевременное рассмотрение заявок участников конкурса.
В рамках поручения главы государства и депутатских запросов по закупкам квазигоссектора законом предлагается следующее:
— установление административной ответственности работников квазигоссектора за нарушения правил закупок;
— перевод всех закупок квазигоссектора на электронный формат;
— утверждение Министерством финансов единых правил закупок субъектов квазигоссектора, за исключением фонда Самрук-Казына.
При этом правила Самрук-Казына будут утверждаться решением совета директоров фонда по согласованию с министерством финансов.