Главная > Новости > В стране > Какой город в Казахстане самый древний?

Какой город в Казахстане самый древний?

Как определить древность конкретного населенного пункта? Начинать ли отсчет его истории с момента, когда он превратился в крупный город или еще был кочевым аулом, а то и вовсе стоянкой первобытных людей, рассказывает IaNews.kz.

Говоря откровенно, ученые так и не смогли установить критерии определения старины. Большинство исследователей полагают, что древнейшими городами могут считаться только те, которые постоянно были населены людьми. А вот варианты, что тысячу лет назад городище существовало, потом было надолго покинуто, а затем на его месте воздвигли новый город, не считаются. А возраст города надо отсчитывать с даты первого письменного упоминания о нем. Во всяком случае именно так определяют возраст Москвы, Лондона, Парижа, Еревана и многих других городов.

Но некоторые историки, причем к ним относятся большинство казахстанских, уверены, что летоисчисление должно напрямую зависеть от древности первой археологической находки на месте поселения. Нашли в Алматы керамический кувшин тысячелетней давности – значит, городу тысяча лет! Так что это вопрос сложный. Сколько ученых, столько и мнений.

Несмотря на уверения разного рода историков и археологов, древних городов на территории Казахстана немного. Страну издревле населяли кочевники, а у них отношение к городам было двоякое. С одной стороны, это крупные центры торговли, где можно что-то продать и что-то купить, с другой – объект наживы. Большинство населенных пунктов существовали лет 50–100, в лучшем случае 200, а потом все они гибли под стрелами и мечами воинственных племен. Следует учитывать и тот факт, что древние города Казахстана были расположены на Великом Шелковом пути. Вследствие развития морских путей он захирел, заросли бурьяном караванные тропы, затихла жизнь в городах, величественные здания занесло песком и пылью. Так что с постоянным городским населением дела у нас обстоят плоховато. По этой причине к самым древним городам Казахстана можно отнести Туркестан, Шымкент и Тараз.

Туркестан

2.jpg

В 2000 году в Туркестане отметили 1 500 лет со дня основания города. Поселение на пересечении караванных путей, ведших из Средней Азии на север, появилось в 500 году нашей эры. Называлось оно Шивгар или в других источниках Шавгар. С XII века город назывался Ясы. Именно здесь родился и жил поэт и философ Ходжа Ахмед Ясави, то есть святой Ахмед из Ясы. Здесь он и умер, а мавзолей, в котором он похоронен, стал местом поклонения. Железный Тимур, в состав империи которого входил и Ясы, велел построить рядом мечеть и мавзолей учителя Ясави – Арыстана баба. После этого Ясы приобрел известность в мусульманском мире как религиозный центр – Азрет султан или Хазрет султан.

Свое нынешнее название Туркестан приобрел в XV веке, а в XVI–XVIII веках он даже был столицей Казахского ханства.

1 500 лет – солидный возраст, но кому-то и этого мало. Историк Ербулат Смагулов уверяет, что Туркестану аж 2 000 лет, а то и больше: «В последние три-четыре года в ходе раскопок мы обнаружили слои, которые можно датировать II–I веками до нашей эры. Найдена древняя цитадель с удивительным замком крестовидной формы и крепостные стены с бойницами и внутристенными помещениями».

Шымкент

3.jpg

Поселение на месте современного Шымкента существовало в IX–X веках нашей эры. Впервые о нем как о городе упомянул в письменных источниках среднеазиатский историк Шараф ад-Дин Али Йазди в 1425 году в книге «Зафар-наме» («Книга побед») при описании военных походов Тимура. Есть и другая гипотеза, активно поддерживаемая учеными Бауыржаном Байтанаевым и Карлом Байпаковым. Они утверждают, что это самый древний город Казахстана и ему ни много ни мало 2 200 лет. В качестве доказательства исследователи приводят найденный при археологических раскопках керамический комплекс, а также несколько монет, бронзовых сосудов и мечей-акинаков. По словам ученых, город Нуджикет, описанный китайцем Сюань Цзянем в 629 году, это и есть древний Шымкент. Для того чтобы мир признал их правоту, необходимо провести ряд процедур и предоставить необходимые доказательства в ЮНЕСКО. А вот подтвердить эту теорию сложновато – не тянут обломки керамики, бронзовый акинак и могильные курганы на шымкентской улице Аль-Фараби на полноценные доказательства. Следует помнить, что курганы и даже мазары кочевники возводили зачастую в голой степи.

Алматы

4.jpg
Сакский курган найден в центре Алматы

В последнее время в список древнейших городов Казахстана упорно пробивается и южная столица. Раньше было принято считать, что история Алматы начинается с русского военного форта Верный. Хотя отдельные упоминания о том, что на этом месте было древнее городище, встречаются у Чокана Валиханова и Василия Бартольда.

В 70-х годах заговорили о том, что городу около тысячи лет. В качестве доказательств все тот же Карл Байпаков приводит три аргумента – найденные при раскопках монеты XIII века с надписью «Балад Алмату», раскопки городища Алмаарасан в предгорьях, где обнаружен компактно расположенный жилой массив, и письменные источники, в которых Алматы упоминается как город. Подобные сведения встречаются в трудах Бабура и Мухамада Хайдара Дулати.

Хотя ЮНЕСКО признало 1 000-летие Алматы, многие историки и ученые с этим не согласны. Городище, а может быть и город когда-то существовали, с этим не поспоришь. Но затем населенный пункт исчез – то ли был заброшен, то ли взят врагами штурмом и уничтожен. Во всяком случае, когда в 1853 году майор Перемышльский с солдатами прибыл к урочищу Алматы, никакого города здесь не было. Так что споры о возрасте южной столицы не утихают.

Тараз

5.jpg

Несмотря на все усилия шымкентцев, туркестанцев и алматинцев, официально самым древним городом Казахстана является Тараз. В его пользу свидетельствует упоминание византийского посла Земарха от 568 года нашей эры. В 630 году о городе писал китайский путешественник Сюань Цзянь, назвавший Тараз важным торговым центром, стоящим на Великом Шелковом пути. В VIII веке Тараз был известен как Аргу-Талас, или Алтын-Аргу-Талас-улуш.

Городище Тараз основали за несколько веков до нашей эры объединившиеся племена усуней и саков. В начале нашей эры племена гуннов, ушедших из Китая к усуням, сделали Тараз своей столицей. После ухода гуннов в Европу «Город купцов», как издавна называли Тараз, стал столицей тюргешей, а затем карлуков и караханидов. Эта земля сохранила следы цитаделей, караван-сараев, глинобитных мазанок простолюдинов, дувалы, глухие внутренние дворики и ремесленные мастерские.

Кроме того, Тараз был и крупным металлургическим центром. Местные мастера славились искусством ковки и литья. Примером уровня здешнего литейного искусства может служить ритуальный казан из мавзолея Ахмеда Ясави в Туркестане.

А еще Тараз славился своими женщинами. Не было в подлунном мире девушек прекраснее, чем жительницы Тараза. Во всяком случае так считал великий поэт и жизнелюб Омар Хайям. А уж он разбирался в женской красоте и любил проводить время «с молодой уроженкой Тараза вдвоем»:

Кудри милой от мускуса ночи темней, 
А рубин ее губ всех дороже камней… 
Я однажды сравнил ее стан с кипарисом, 
Возгордился теперь кипарис до корней!