Министерство финансов разработало законодательные поправки в законодательство о банкротстве и реабилитации, которые направлены на упрощение этих процедур для бизнеса, сказал вице-министр финансов Канат Баедилов в мажилисе в четверг, сообщает IaNews.kz.
«Действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес, также сложен процесс реабилитации тех, кто еще может удержаться на плаву. В каждом четвертом случае суд выносит отказ о признании банкротом», — сказал он депутатам на презентации поправок в мажилисе.
«Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта. Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам. аналогичная процедура при применении реабилитации. В каждом третьем случае суд отказывает в ее применении, мотивируя тем, что должник является платежеспособным или не доказал наличие ресурсов на восстановление платежеспособности. Законопроект направлен на решение этих вопросов», — сказал К. Баедилов.
По данным вице-министра, на сегодня процедуру банкротства проходит порядка 4 тыс. субъектов бизнеса, 400 предприятий находятся в стадии реабилитации. При этом К. Баедилов признал, что фактически субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше.
«Основными направлениями (законопроекта) является упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства, сокращение сроков проведения этих процедур и упрощенная ликвидация бездействующих должников», — сказал К. Баедилов.
На сегодня при проведении процедур реабилитации суду следует установить не только факт прекращения платежей, но и наличие у должника возможности восстановить платежеспособность. Проект закона предлагает облегчить эту задачу: суд фиксирует наличие неисполненных обязательств свыше трех месяцев и факт положительного баланса. Это подтверждает способность компании восстановить свое финансовое положение.
«Аналогично по банкротству – применение процедур банкротства связано с определением судом факта финансового краха субъекта», — сказал вице-министр.
Кроме того, проект предписывает кредиторам заявлять свои требования к банкроту исключительно в передах срока исковой давности.
Поправки также конкретизируют порядок привлечения к ответственности за преднамеренное и ложное банкротство. Действующее законодательство предусматривает ответственность за преднамеренное и ложное банкротство: для привлечения должностного лица к ответственности требуется установить связь между его действиями по выводу активов и исполнением обязательств перед кредиторами. Кроме того, необходимо доказать наличие прямого умысла лица, совершившего вывод имущества на причинение ущерба кредиторам, сказал К. Баедилов.
«Действующая формулировка состава преднамеренного и ложного банкротства делает сложным процесс привлечения виновных лиц к ответственности. Проектом закона предложено конкретизировать состав преступлений должностных лиц банкрота как причинение имущественного ущерба законным правам, и интересам кредиторов», — сказал вице-министр.
«То есть, достаточно будет установить факт вывода должностным лицом имущества до банкротства и причинение ущерба интересам кредиторов. В настоящее время привлечение к субсидиарной ответственности должностных лиц является номинальным. Законопроект предусматривает введение норм, устанавливающих ответственность фактических бенефициаров банкротства, то есть тех лиц, в результате чьих действий предприятие обанкротилось», — добавил вице-министр.
Документом также предлагается упростить процедуру ликвидации длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства.
«На сегодня есть масса бездействующих предприятий, которые не применяют процедуру банкротства в силу ее затратности по времени и по финансам. Для их ликвидации проект закона предлагает упрощенную процедуру банкротства должников без привлечения администратора. Это позволит быстро и без лишних затрат ликвидировать должников, которые фактически прекратили предпринимательскую деятельность», — заключил вице-министр.