Мир на пороге крупнейшего кризиса: логистического, топливного, ресурсного, промышленного. Известные экономисты говорят о повторении даже не 2008 года, а Великой депрессии 30-х. Она неумолимо приближается, в том числе и к странам бывшего СССР. Каким образом постсоветское пространство будет выживать в новой реальности? Разберем на примере Казахстана.
Самую яркую оценку происходящего дал в своем недавнем интервью телеканалу Al Jazeera заместитель председателя Совбеза России Дмитрий Медведев. Всадники Апокалипсиса действительно уже в пути. На современный мир надвигается «идеальный шторм» – инфляция при падении экономического роста, фрагментация и разрыв логистики, продовольственный кризис и голод. На этом фоне многие страны ждет волна революций, народных бунтов и государственных переворотов.
Именно показатели инфляции являются самым очевидным маркером нового упадка. По итогам мая они достигли рекордных отметок в еврозоне — 8, 1% в годовом выражении. И едва ли это окончательная цифра. Похожим образом ситуация складывается в США и Великобритании.
Из-за беспрецедентного количества санкций против России мировая логистика столкнулась, возможно, с более масштабным кризисом, чем это было во время пандемии. Как следствие, у компаний сильно взлетели издержки на энергию и материалы. Производственная инфляция в крупнейших странах Европы превышает 30%. Это приводит к росту ограничений в торговле топливом, удобрениями, а также продуктами питания.
На этом фоне эксперты констатируют наступление настоящего продовольственного кризиса в Европе и США. В Америке базовая цена на зерно выросла на 72% по сравнению с прошлым годом. В украинских портах по разным подсчетам застряли от 4,5 до 20 млн тонн зерна. По данным ООН, запасов зерновых культур осталось на 10 недель.
Свою лепту в развитие финансово-экономического кризиса вносит и ситуация с государственными долгами. С 2008 года она только ухудшилась. В США соотношение долга корпоративного сектора к ВВП достигло 160%, в Китае — 218%, в еврозоне — 173%, в России — 105%. На фоне роста процентных ставок и стоимости обслуживания долга это становится проблемой. Наступление долгового кризиса может оказаться разрушительным для всей мировой экономики.
Каким образом в этой ситуации будет выживать постсоветское пространство? Разберем на примере Казахстана, долгое время считавшегося драйвером центральноазиатского региона. Не так давно президент страны Касым-Жомарт Токаев на встрече с представителями бизнеса заявил, что необходимо выходить из текущего кризиса без потерь. По словам главы республики, даже в таких непростых условиях страна должна приложить все усилия, чтобы сохранить и нарастить объемы инвестиций из Евросоюза, США, Китая, других стран.
В качестве одной из мер по выходу из кризиса Токаев назвал применение рыночных механизмов регулирования цен. А наиболее значимыми торгово-инвестиционными партнерами, по его мнению, могут стать Турция и страны Центральной Азии.
Отдельно стоит отметить аккуратную позицию, которую Казахстан занял между Россией и США на фоне военной операции на Украине. Сохраняя прочные отношения со стратегическим партнером в лице Москвы, Астана продолжает работать над укреплением политических и экономических связей с Вашингтоном. 20 мая казахстанская делегация во главе с министром иностранных дел Мухтаром Тлеуберди посетила США. А спустя несколько дней помощник госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу отправился в турне по подведомственному ему региону и посетил в том числе и Казахстан. Очевидно, что политическая гибкость президента Токаева открывает перед республикой простор для маневра.
Не стоит сбрасывать со счетов и внутренний опыт Казахстана по преодолению глобального кризиса 2008 года. Тогда властям удалось не только вывести республику из упадка, но и заложить фундамент для дальнейшего роста. В итоге инфляция снизилась с 19 до 6 %, а рост ВВП увеличился вдвое. Антикризисный план, реализованный тогдашним премьером Каримом Масимовым, был признан самым эффективным в СНГ такими структурами, как Всемирный банк и МВФ.
Все указывает на то, что окно возможностей Казахстана не так уж и узко. Главное —консолидироваться вокруг президента. Важно оставить позади все разногласия, в том числе связанные с январем, перевернуть страницу и готовиться к новым ударам, которые придут извне.