«Столько людей без жилья по стране, а у нас тут тысячи пустующих квартир», — рассказывают жители заброшенного поселка РТИ, что в Карагандинской области, передает IaNews.kz.

Глядя на сотню заброшенных многоэтажек, не верится, что когда-то здесь было процветающее рабочее село городского типа. 25 тысяч населения, преимущественно молодежь. Сегодня, по словам сельчан, не наберется и тысячи местных жителей.

В получасе езды от Караганды находится поселок-призрак. Так его уже окрестили городские жители и журналисты.

Поселок при заводе РТИ (Карагандинский завод резинотехнических изделий) был основан в 1970-х годах. Он был построен для рабочих завода.

Численность населения доходила до 25 тысяч человек.

«Да здесь не успевали строить дома, сразу заселялись. И все строили и строили. Кругом только новостройки были», — рассказывают местные жители.

«А дальше были такие шикарные новостройки, что люди даже не успели туда заселиться. Построили и все, так и осталось. Ленинградская планировка там была, большие хорошие квартиры. Жаль, не успели…

«А после, в 90-е годы, завод закрылся, люди начали уезжать. Бросали квартиры».

«Тут ведь такой большой поселок был. Город в городе, если быть точнее. Красивый, цветущий. Свой кинотеатр даже был, столько детских садов, школ было три. Гостиница, рестораны, детское кафе».

«А сейчас какая картина. Отопления нет, горячей воды нет. Все кирпичные дома, кроме одного, разобрали», — делятся местные жители.

Нежилые многоэтажки, похоже, живут своей тихой жизнью.

Надписи на стенах красноречиво говорят о ситуации в поселке. «Трудно».

Возможно, трудно, потому что почти нет лестниц.

Или трудно от того, что в мире много жестокости.

Но от философии картина в поселке, к сожалению, не меняется.

И из четырех многоэтажных домов только один заселен на 100 процентов.

Дом под номером 9, во 2-м микрорайоне считается, по словам жителей, самым благополучным.

«Мы 5 раз переезжали по поселку. Только заселимся в дом, как его бросают. Снова приходится переезжать. Хорошо хоть в этом доме нашли квартиру и осели здесь», — беседует с нами супружеская пара.

«А вообще, продают и покупают здесь квартиры? Сколько просят?» «Конкретно в этом доме да. Здесь вода, электричество и главное — отопление за счет общедомовой котельной. Просят где-то 6-8 тысяч долларов (2-2,8 миллиона тенге). И покупают люди».

«А что делать?! В других домах посмотрите что творится. В аварийном состоянии, отопления нет.  Да вон, далеко ходить не надо, там за магазином пятиэтажку увидите, все сами поймете».

И мы последовали совету и продолжили путь к единственной уцелевшей кирпичной пятиэтажке.

Стены дома говорят сами за себя, как бы намекая, что лучшие времена остались в 1980-х, когда каждый знал этого олимпийского мишку.

Из пяти подъездов два пустуют. Хотя слово пустуют, наверное, не совсем верно, так как первые этажи напоминают больше ночлежку.

«Тут как-то квартиру купил один военнослужащий. Ремонт сделал в кредит, окна пластиковые поставил. Но работа была в Караганде. А туда и обратно не наездишься, дорого. Пришлось продавать. Еле продал, и то в минус ушел. Но хотя бы продал», — делятся проблемами дома жители.

Если в предыдущем доме была котельная, то здесь каждая квартира отапливает себя сама. Поэтому во дворе можно увидеть кучи золы и угля, который таскают себе жильцы в квартиры.

«Хоть автобус есть до Сарани. Он каждые 15 минут приезжает, и то хорошо. Оттуда уже до Караганды можно добраться», — рассказывает продавщица магазина.

Их в поселке три — на каждый микрорайон по одному. Из инфраструктуры остались школа-интернат, мини-сад, который основали волонтеры…

… и полицейский участок.

Также в поселке работают реабилитационный центр и психоневрологический диспансер. А когда-то, по словам жителей, РТИ был известен своими здравницами. Здесь были и больницы, и поликлиники, и профилакторий.

Следующий дом пытались отремонтировать местные власти. Точнее, несколько подъездов в доме.

Но жить в отремонтированных квартирах местные жители почему-то не стремятся. Они выбирают подъезды по соседству, где есть своя котельная.

«Ну сделали ремонт, окна пластиковые, балконы. А отопление элементарное не провели. Какая польза от ремонта, если в доме холодно?» — задаются риторическим вопросом люди.

Но если большинство работающего населения съезжает отсюда, есть здесь и те, кто переехал сюда за лучшей жизнью.

Султан — оралман и отец 6 детей. В Сарани для его семьи жить накладно, поэтому переехали сюда.

«Здесь жить дешевле. Я работаю сам в Сарани, добираюсь на автобусе. Единственное, в выходные плохо ходит автобус, неудобно добираться на работу. А так все устраивает. В городе не только жить дороже, но и очереди на квартиры больше. Мы свою еще не получили, ждем. Но надо понимать, что много кто нуждается в жилье. Главное, что есть где жить и дети чтобы учились. Школа здесь хорошая», — рассказал Султан.

В поселке из трех школ осталась одна. Она работает как интернат. В понедельник привозят детей на автобусе, в субботу забирают.

Пока работники школы готовились к 1 сентября, дети, судя по надписи на стене, соскучились по учителям.

Хотя детей в поселке мы видели не так много. И все они были заняты общением и играми.

«Играете в пустующих домах? Страшилки всякие, наверное, рассказываете?»

«Играли. А вообще желательно, чтобы дома эти снесли».

«Почему?»

«Чтобы новые построили. Так друзей будет больше. Сейчас друзей мало, всего человек 6 нас, нашего возраста».  Даже дети по-философски относятся к жизни в поселке РТИ. С другой стороны, а как иначе?! Когда тысячи молодых людей снимают квартиры, а сотни пустующих домов так и останутся… пустыми.