Главная > Новости > В стране > Нацбанк: с 2025 года господдержку потеряют многие структуры и лица

Нацбанк: с 2025 года господдержку потеряют многие структуры и лица

В какую сторону и какими шагами наша страна двинется в плане развития экономике, подробно описано в новой Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года. Этот документ в финрегуляторе подготовили по поручениям Касым-Жомарта Токаева.

Как рассказал заместитель председателя Нацбанка Акылжан Баймагамбетов, ведомство нацелилось на полную открытость в своей работе по укреплению режима инфляционного таргетирования (стабилизации цен в республике). Он утверждает, что отныне понимание деятельности финрегулятора будет легче и проще.

Баймагамбетов напомнил, что с 2015 года для ценовой стабильности Нацбанк Казахстана уже внедрил четыре ключевых элемента:

следование плавающему обменному курсу;
инструментарий процентной политики;
процесс принятия решений на основе системы макроэкономического анализа и прогнозирования;
прозрачная коммуникация денежно-кредитной политики.

«В связи со сдержанным воздействием денежно-кредитной политики на инфляционные процессы действующий режим инфляционного таргетирования можно охарактеризовать как переходный. Ограничениями для денежно-кредитной политики остаются подверженность внутренней экономики внешним шокам вследствие ее несбалансированной структуры, высокая импортозависимость при наличии широкой сырьевой базы, процикличная фискальная политика, субсидирование государством кредитования экономики на нерыночных условиях»

— объяснил зампред Нацбанка.

Он дал подробное пояснение тому, как дальше будет работать ведомство.

Инфляция

В новой стратегии прописано, что в 2021 году (после пандемийных шоков) ожидается стабилизация инфляции.

«С этого времени начнется комплексная работа Национального банка и других государственных органов в рамках преодоления ограничений для перехода на полноценный режим инфляционного таргетирования. Разработку и внедрение бюджетных правил планируется завершить уже в 2021 году, что позволит синхронизировать денежно-кредитную и фискальную политику в рамках обеспечения макроэкономической стабильности и поддержки развития экономики»

— сказал Акылжан Баймагамбетов.

Уже несколько лет, добавил он, в Казахстане практически ничего не меняется в плане воздействия на инфляцию, которое оказывает импорт товаров. По потребительским товарам последние пять лет на импорт приходится 33-42%, особенно по непродовольственным, доля которых с 2015 по 2019 годы выросла с 63% до 93%. Импорт продуктов питания за то же время увеличился с 16% до 18%.
В Нацбанке такое положение дел частично объяснили тем, что внутренне производство пока не может обеспечить внутренний спрос на потребтовары. Это связывают с низким уровнем переработки, малой производительностью и урожайностью в сельском хозяйстве и высокой долей личных хозяйств.

Власти Казахстана намерены еще больше продвигать отечественные товары на внешние рынки. Делать это планируется, встраивая продукцию в глобальные цепочки добавленной стоимости. Кроме того, Нацбанк сделает акцент на развитие отечественной финансовой системы и рынка государственных ценных бумаг (ГЦБ). К 2025 году в размещении ГЦБ доля инвесторов вырастет до 30%.

В 2021-2023 годах в Казахстане начнется работа по снижению роли государства в экономике. Первую очередь это означает, что стартует переход от административного регулирования тарифов регулируемы услуг на рыночное ценообразование. В Нацбанке заверили, что при этом учтут интересы как поставщиков, так и потребителей.

«Во-вторых, планируется постепенное смещение программ субсидирования ставок вознаграждения по кредитам в сторону нефинансовых мер поддержки и гарантирования, что будет снижать зависимость экономики от государственной помощи. Национальный банк начнет процесс прекращения участия в государственных программах кредитования с 2023 года и завершит данный процесс к 2025 году»

— говорится в Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года.

Нацбанк сосредоточится на том, чтобы поддержать конкурентоспособность отечественных производителей. К 2025 году объем несырьевого сектора увеличится в 1,8 раза, а обрабатывающей промышленности – в 1,5 раза, а с 2023 года инфляция должна будет составлять менее 5%. В 2025 году, как написали разработчики стратегии, инфляция закрепится на уровне 3-4% — этот показатель планируется сохранять в последующие годы.

Обменный курс

В новой стратегии говорится, что «высокая финансовая долларизация отражает низкое доверие к проводимой политике и является следствием уязвимости национальной валюты к внешним шокам», а это приводит к тому, что население живет в ожидании новых витков девальвации тенге.

В стратегии прописали приоритеты в повышении действенности денежно-кредитной политики:

  • укрепление институциональной и операционной основ денежнокредитной политики для эффективного закрепления инфляционных ожиданий;
  • усиление передачи импульсов денежно-кредитной политики через стабильный и эффективный финансовый сектор;
  • создание благоприятной и структурно сбалансированной макроэкономической среды, подкрепляемой прочной фискальной дисциплиной.

«Успешная и слаженная работа по данным направлениям будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики и, что более важно, станет основой для устойчивого развития казахстанской экономики»

— рассказали в Нацбанке.

Как уже выше было сказано, в 2023 году Национальный банк начнет постепенно отходить от участия в госпрограммах поддержки экономики. Процесс завершат в 2025 году.

«Успешное развитие финансовых рынков во многом связано с формированием конкурентной среды, где стоимость денежных ресурсов определена на основе рыночных принципов. Важно устранение искажений в ценообразовании на финансовые ресурсы через снижение объемов кредитования по льготным субсидируемым ставкам. Кроме того, для устранения ситуации, когда в стране существует две параллельные финансовые системы в перспективе должна быть прекращена практика государственного финансирования экономики и бизнеса через институты квазигосударственного сектора, поскольку для повышения эффективности, конкурентоспособности и естественного оздоровления экономики ее финансирование должно осуществляться исключительно на рыночных принципах через финансовый сектор»

— отметили в финрегуляторе.

Развитие финансового рынка

В Казахстане будут развивать фондовый и страховой рынки. В этом отношении предполагается, как написано в стратегии, привлечь розничных инвесторов (в том числе простых казахстанцев). Важной частью развития обозначенных рынков станут новые подходы в управлении пенсиями.

Для успешного претворения в жизнь этих планов потребуется грамотная цифровизация процессов. Здесь стоит отметить, что область применения безналичных форм расчетов будет расширяться.

«Мы провели несколько раундов обсуждения проекта стратегии с международными финансовыми институтами, включая МВФ, Всемирный Банк, ЕБРР, а также казахстанскими экспертами, представителями АФК и банковского сектора. По их итогам документ был дополнен и доработан»

— сообщил заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов.

Оосновным инструментом воздействия денежно-кредитной политики на инфляцию, добавил он, по-прежнему останется базовая ставка. Ее в Казахстане будут устанавливать в зависимости от текущей и прогнозной динамики инфляции.

«Достижение целевого показателя инфляции требует принятия мер не только со стороны Национального Банка, но и совместных усилий с Правительством. Это связано с тем, что имеется множество факторов, которые лежат вне сферы влияния денежно-кредитной политики. В этой связи Стратегия предусматривает комплекс мер со стороны Национального банка и Правительства, который позволит повысить эффективность денежно-кредитной политики и усилить контроль над инфляцией в будущем

— подчеркнул Баймагамбетов.

Полный выход государства из системы кредитования экономики, дал понять замглавы Нацбанка, позволит ликвидировать искажения в ценообразовании, приведет к полноценному развитию финрынка и росту экономической конкуренции.

Фото: finance.kz