Главная > Новости > ЕАЭС > «Неделя арктического кино» прошла в Нур-Султане — киноклуб «P.s.»

«Неделя арктического кино» прошла в Нур-Султане — киноклуб «P.s.»

С 24 по 27 мая в столичном киноклубе «P.s.» крутили редкое архивное кино, об освоении Арктики и истории Северного морского пути. Организаторами этого незаурядного события стали Представительство Россотудничества в Казахстане и сайт о кино VOSMERKA, сообщает IaNews.kz со ссылкой на РЦНК в Нур-Султане.

«Неделя арктического кино» ‒ это часть проекта «Неизвестные герои Севера», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов российской студией «Позитив-фильм». Её художественным руководителем является известный кинорежиссёр, сценарист и педагог, народная артистка России Алла Сурикова.

Проект рассказывает о героических людях, удивительных, а порой и драматических событиях, связанных с историей освоения Арктики и Севморпути.

В Казахстане «Неделя арктического кино прошла впервые.

Кадр из кинофильма «376 дней на дрейфующей льдине» (реж. М. Славинская, 1954)

Проект представил уникальные документальные фильмы советских кинематографистов первой половины ХХ века об экспедициях в Арктику. Эти ленты до недавнего времени были недоступны широкому зрителю и, если использовались, то только фрагментарно. Все они были специально оцифрованы Российским государственным архивом кинофотодокументов.

«Такие показы – уникальная возможность не только расширить свои знания, но и познакомиться с работой хроникеров, документалистов, которые были первопроходцами в освещении новой темы. Абсолютной жемчужиной программы, по-моему, является картина «Подвиг во льдах», созданная в 1929 году. Это была первая совместная режиссёрская работа знаменитых Братьев Васильевых, подаривших мировому кинематографу «Чапаева». Фильм удивительным образом сочетает в себе экспериментальность советского авангарда, где легко обнаруживаются приветы Эйзенштейну и Гриффиту, «стальную» драматургию, мастерский компилятивный подход и авторский метод Васильевых – «кривую эмоционального воздействия». Благодаря такому набору качеств полнометражная документальная лента смотрится увлекательно: зритель не только фиксирует строгие факты, но и сопереживает происходящему»

‒ поделилась модератор показов, кинокритик Александра Поршнева.

На фото: модератор показов, кинокритик Александра Поршнева

«Неделя» открылась фильмом оператора и режиссёра Николая Пинегина «Экспедиция Георгия Седова», созданного на основе уникальных хроникальных материалов, снятых им во время экспедиции 1912-1914 годов. Следом внимаю зрителей были представлены документальные картины «Подвиг во льдах», «Папанинцы» (реж. Я. Посельский,1938) и «376 дней на дрейфующей льдине» (реж. М. Славинская, 1954).

Специальным гостем последнего показа стал известный казахстанский кинорежиссёр и педагог Ануар Райбаев. Он был учеником одного из создателей фильма – оператора Александра Кочеткова, который принимал участие в экспедиции дрейфующей станции «Северный полюс-2».

Кадр из кинофильма «Подвиг во льдах» (реж. Я. Посельский,1938)

«Я благодарен ребятам «Восьмерки» за необычную возможность вот так – через экран, через время и расстояние вновь встретиться со своим ВГИКовским мастером. Я смотрю его фильм и вновь ощущаю ту невероятную важность работы хроникёра, о которой нам так много рассказывал Александр Степанович. Такие показы очень важны, поскольку дают нам понимание быстротечности времени, которое непременно должно быть поймано в объективы вдумчивых и дальновидных кинематографистов, понимающих ценность настоящего момента для будущих поколений. Современным документалистам непременно нужно учиться этому у старшего поколения, чтобы важные события нашей с вами современности были бережно зафиксированы и сохранены»

‒ сказал Райбаев во время обсуждения фильма.

На фото: казахстанский кинорежиссёр и педагог Ануар Райбаев

Еще два фильма «Недели» ‒ «Ледяные облака» и «Белое безмолвие», созданные Борисом Дворкиным, были показаны онлайн.

«Подобные ретроспективы с одной стороны интересны тем, что позволяют на примере выбранной темы проследить развитие творческой авторской мысли, понаблюдать за общественными, культурными и даже политическими тенденциями, находящими отражение в фильмах. Именно поэтому мы намеренно выстроили программу в хронологическом порядке. С другой стороны, всякий тематический показ позволяет мониторить зрительский интерес. К нашей радости, в столице нашлось немало ценителей архивного кино. Наши лекции, сопровождавшие каждый показ, неизменно завершались оживленными дискуссиями»

‒ рассказал главный редактор сайта Vosmerka, кинообозреватель Евгений Лумпов.

На фото: главный редактор сайта Vosmerka, кинообозреватель Евгений Лумпов