Расширенное заседание правительства с участием президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА, закончившееся отставкой Сапархана ОМАРОВА с поста министра сельского хозяйства, обнажило большой пласт острых проблем в стране. Это и ухудшающаяся ситуация с коронавирусом, и отсутствие выбора вакцин, и снижение показателей здоровья нации, и рост инфляции, и многое другое. Все эти проблемы четко обозначил глава государства. По мнению политолога Данияра АШИМБАЕВА, прошедшее заседание оставило после себя ощущение системного идейного и организационного паралича власти, о чем он заявил в интервью газете “Время”.
— Данияр, что вы думаете по поводу отставки министра сельского хозяйства и как в целом оцениваете прошедшее заседание?
— Безусловно, отставка главы Минсельхоза бросается в глаза. И судя по тому, как быстро был назначен исполняющий обязанности (Ербол КАРАШУКЕЕВ. — Р. Б.) — человек из другой команды и из другого ведомства, спонтанной эта отставка не выглядит. То есть определенная подготовка была проведена. Что касается заседания в целом, то президент пробежался по огромному комплексу проблем. Но что интересно, он нигде (кроме аграрного сектора. — Р. Б.) не назвал ни виновных, ни причин системных сбоев.
Это производит достаточно странное впечатление. Создается ощущение, что либо глава государства разуверился в том, что без его прямых указаний никто не будет выполнять свои непосредственные обязанности, либо пришел к выводу, что ни на одну должность, которая была подвергнута критике, у нас нет замены: ни на пост вице-премьера по социальному блоку, ни на пост министра здравоохранения, ни на позиции акимов ключевых регионов, в которых работа просто провалена.
Создается впечатление, что государство столкнулось с очень серьезной проблемой, которую само себе и создало. Это тотальная безответственность — любой чиновник на все вопросы отвечает: “Это не моя сфера полномочий, этим должен заниматься кто-то другой”. При этом определить, кто именно этим должен заниматься, практически невозможно, хотя обязанности каждой структуры и ведомства прописаны досконально. Даже когда встает такой, в общем-то, несложный вопрос, кто виноват в высокой стоимости картошки и морковки, министры начинают кивать друг на друга или на акимов. И получается, что детализация полномочий была сделана только для того, чтобы снять общую ответственность за состояние дел.
То есть, условно говоря, министр отвечает за 380 пунктов, которые есть в положении о министерстве, но не отвечает за ситуацию в отрасли, в регионах в общем и целом. И получается, что вся эта детализация является бессмысленным бюрократизмом. Либо у нас дисциплина исполнения упала ниже плинтуса.
То, о чем говорил президент, практически во всех сферах — факты ужасные, те выводы, которые можно сделать и которые читаются между строк, еще более ужасные. Но, по сути, наказать кого-либо, кроме министра сельского хозяйства (к слову, далеко не самого худшего министра, учитывая бэкграунд его предшественников), оказалось некого.
— По вашему мнению, почему сразу отставка, а не выговор, не предупреждение? Это было сделано для устрашения других министров?
— Президент уже объявлял и выговоры, и строгие предупреждения, и угрожал некими оргвыводами, которые могут кому-то там не понравиться, помните? Но госаппарат на все это не реагирует! У нас вот налицо всплеск инфляции, за который почему-то никто не наказан. Наверное, президенту обосновали, что инфляция является общемировой тенденцией. То есть нашли некие объективные причины, почему растет инфляция.
Или другой пример. Президент говорил о значительной смертности, в том числе материнской, которую мы по всем принятым госпрограммам давно должны были преодолеть. Помните, Минздрав признал 20 тысяч чрезмерных смертей в прошлом году не по причине коронавирусной инфекции? Прозвучали и другие удручающие цифры в сфере здравоохранения. Но при этом министр Алексей ЦОЙ остался на своем месте. И для вице-премьера Ералы ТУГЖАНОВА никаких выводов не последовало. Это говорит о том, что либо нет вариантов на пост главы Минздрава, либо есть какие-то другие, неведомые нам причины.
Лично у меня после этого заседания сложилось впечатление, что во властных коридорах на грани отчаяния. Нет экспертов, которые могут дать дельные рекомендации по экономике, по социальной сфере, по реформе госуправления. А это все то, что поручал глава государства. И получается, что те люди, которые отвечают за выработку решений в этих сферах, абсолютно некомпетентны либо предлагаемые ими решения абсолютно нерабочие.
Поэтому остается только констатировать, что по самым важным вопросам у государства полный паралич. И министра сельского хозяйства сняли, чтобы хоть как-то разрядить обстановку. Но поскольку его сняли за засуху, указав, что он не единственный виновный в этой ситуации (ведь есть акимы областей, есть Казгидромет, который относится к Министерству экологии), то выглядит все очень странно. По идее, что мешало тем же акимам регионов поднять шум и начать принимать какие-то меры, когда вся эта ситуация с засухой только начиналась? Где были профильные вице-премьеры Алихан СМАИЛОВ и Роман СКЛЯР? Где был замруководителя администрации президента Тимур СУЛЕЙМЕНОВ, отвечающий за социальную сферу, экономику, здравоохранение и реформу госуправления? На эти вопросы никто не ответил. Либо глава государства не хочет кого-то обидеть резкими действиями, либо госаппарат целиком и полностью вышел из-под контроля.
— Что еще странно, вице-министры сельского хозяйства остались на своих постах…
— Нового министра можно назначить только с согласия мажилиса, а он находится на каникулах. Поэтому был назначен исполняющий обязанности министра. А ставить вопрос об освобождении замов от занимаемых должностей, будучи в статусе и. о., достаточно проблематично. К тому же некоторые замы были назначены относительно недавно. Еще раз повторюсь: министра Омарова наказали символически. Хотя, на мой взгляд, отставка некоторых других министров или акимов показала бы большую озабоченность президента текущей ситуацией.
— В ближайшее время стоит ожидать других отставок или Омаровым все и ограничится?
— Три-четыре человека в правительстве и пять-шесть акимов как минимум заслуживают в лучшем случае пинка под зад! Кстати, смена главы Минсельхоза на господина Карашукеева, который был вице-министром, а до этого возглавлял холдинг “КазАгро” (работа этого холдинга никогда не считалась качественной и эффективной), тоже вызывает вопросы. В сфере сельского хозяйства он не работал и относится скорее к типажу так называемых манагеров. И смысла в этой замене я не вижу. Замена имела бы смысл, если бы на место Омарова пришел человек профессиональный именно в сельхозсфере и имеющий опыт руководителя. А так получается, что вопрос подвешен до сентября. Июль и август у нас пройдут без полноценного министра сельского хозяйства. Учитывая ситуацию с засухой, картофелем и морковью, неурожаем, проблемой водных ресурсов, эта отставка вряд ли сейчас улучшит положение.
— Получается, если за эти два месяца что-то произойдет в сельхозсфере, то и спросить будет не с кого?
— Именно! Если уж решили снять Омарова, то можно было бы спокойно назначить кого-то из сильных акимов или представителей депутатского корпуса новым вице-премьером — министром сельского хозяйства, с тем чтобы закрыть эти проблемы политическим тяжеловесом. Но выбрали человека из холдинга “КазАгро”. А мы таких министров уже видели. Я не говорю, что Карашукеев будет плохим министром. Просто, на мой взгляд, люди с таким багажом не очень подходят для этой сферы…