На одном известном сайте объявлений продают бюст Ленина — у нас здесь, в Петропавловске. Продают, надо сказать, недешево — 150 тысяч тенге за вполне приличного строгого вождя, рассказывает корреспондент IaNews.kz.
У меня нет внутри праведного гнева или даже возмущения по этому поводу. Есть другое. В памяти сразу всплывает детство, в котором мы играли в игру «Кто на черточку наступит — тот и Ленина погубит». В это играли в детском саду, потом в школе: нужно было стараться не наступить на черточки на полу, на линии кафельной плитки… Даже идя домой из школы, я старался не наступить на линии на асфальте. Так грозно звучало заклинание о погибели Ленина.
Не особо хочется морализировать о том, насколько это прилично или насколько это законно. Лично я уже давно смирился с такими явлениями в городе, где даже новые памятники могут вдруг быть заменены, как памятник Магжану. Кстати, кто знает, где гранитный Жумабаев, к которому мы привыкли? Про трактор-памятник лишний раз тоже ничего писать не буду, ладно хоть в 30 километрах от города его поставили.
Ну, а что касается Ленина, совершенно очевидно, что никто всерьез не станет заниматься вопросом о том, как гранитный бюст вождя вдруг оказался в частных руках, потому что даже огромный памятник Ленину из парка и небольшой белый, который стоял возле мясокомбината находятся в состоянии брошенных и почти никому ненужных истуканов.
Еще есть вождь из Соколовки, у которого треснула голова, есть одинокий Владимир Ильич в Вагулино, стоящий на когда-то центральной площади деревни, рядом с развалинами деревенского клуба, есть прекрасно сохранившийся памятник в центре Бишкуля, есть вождь в Рабочем поселке, есть Ленин у завода ПЗТМ. Кстати, наша читательница Светлана Комардина прислала вот такую его фотографию, снятую еще в 1970-х годах.
Вообще СКО до сих пор является лидером по числу памятников Ленину в стране, и в этом году я планирую сфотографировать каждый из них, чтобы оставить память о таком колоссальном наследии советского периода. Несмотря на то, что мы уже давно живем в другом государстве, продажа Ленина на сайте объявлений показалась мне интересным маркером общества, которое спокойно допускает торговлю вещами, включенными, между прочим, в перечень «памятников». Все бюсты подобные этому когда-то были, а большинство и до сих пор — числятся в реестре памятников, охраняемых государством. Но, как мы уже неоднократно писали — «охраняемые государством» памятники стареют, разрушаются и никому до них нет дела.
Некоторые из них с молчаливого бездействия официального «охраняющего» органа переходят в частные руки, и хотелось бы верить, что в этих частных руках они сохранятся лучше, чем под государственным надзором. Вот, например, как матрос Железняк, стоявший во дворе старой 8-й школы, который теперь стоит на СТО по улице Пушкина. Которое той самой школой и было…
Так что, если этого Ленина кто-то купит, наверное, это будет хорошо, хотя идеологически совершенно контрреволюционно. Кстати, если кто-то знает, где раньше стоял этот бюст, пишите нам в комментариях.