Казахстан давно позиционирует себя как лидера социально-экономических реформ в СНГ. И, действительно, довольно долгое время мы «держали марку», по праву считаясь одной из самых продвинутых в этом плане евразийских стран. Но сегодня все больше убеждаемся в том, что «колосс» стоял на глиняных ногах, которые теперь подкосились, рассказывает IaNews.kz.
Винить во всем чиновников, которые, дескать, все эти годы вешали нам лапшу на уши, глупо. Они, конечно, часто выдавали желаемое за действительное, но мы и сами были рады обманываться. Судя по обсуждениям в соцсетях, до Америки с Европой нам, конечно пока далеко, зато Россию, находящуюся под санкциями и «путинским режимом», мы уже давно перегнали. Мол, наши северные соседи нищают в геометрической прогрессии и вот-вот пойдут по миру с протянутой рукой.
Тон еще в конце 2018 года задал российский экономист Анатолий Чубайс, высказавший предположение, что в ближайшие годы Россия может существенно отстать по темпам роста от Казахстана. «Причем не по масштабам экономики, а по уровню жизни, — уточнял он. — По человеческому капиталу, культуре, образованию, здравоохранению — по всем этим компонентам мы сами рискуем «уложить» себя в сценарий, который ведет к росту отставания».
И, надо сказать, многие «проглотили» такую наживку, в результате чего и казахстанские, и российские «специалисты», перекрикивая друг друга, стали делиться поистине фантастическими версиями о том, когда и благодаря чему Казахстан уложит Россию на лопатки в социально-экономическом плане. Дошло до того, что о поражении РФ в этом негласном баттле стали говорить как о свершившемся факте. Так, в конце прошлого года доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев в блоге на сайте «Эхо Москвы» поделился следующим выводом: «Казахстанская экономика показывает лучшие результаты, чем российская, уже много лет (с завершения мирового экономического кризиса она выросла на 48 процентов, тогда как российская — всего на 14,8 процента) и добивается впечатляющих результатов во многих сферах. Особенно отмечу создание инфраструктуры «Нового шёлкового пути», развитие портов на Каспии, а также создание современной финансовой инфраструктуры, в том числе и МФЦА в Нур-Султане. Благосостояние населения также существенно выросло в последние годы (прирост реальных располагаемых доходов составил за 2014−2018 годы 6,7 процента против падения на 10,7 процента в России)».
Но насколько корректны такие выводы и приведенные цифры, особенно касающиеся реального благосостояния населения двух стран? Как говорится, блажен, кто верует.
Чтобы беспристрастно оценить ситуацию, нужно посмотреть на то, как «соперничество» РК и РФ выглядит со стороны.
Если брать за ориентир ВВП на душу населения по паритету покупательской способности, то Казахстан не опережает Россию, хотя и дышит ей в затылок. Согласно последним данным МВФ (на 2018 год), для России этот показатель составил 28797, для Казахстана — 27660 долларов США. А вот в номинальном выражении разрыв более очевиден – 11326 долларов у России против 9236 у Казахстана.
Самым стандартным инструментом при сравнении уровня жизни в разных странах является Индекс человеческого развития. И он опять же говорит не в нашу пользу (0,817 против 0,824 у нашего соседа). Хотя надо отметить, что в России рост данного показателя за год оказался меньше, чем в Казахстане. Но можно ли считать это устойчивой тенденцией? Хотелось бы верить в такой сценарий, но, начиная с момента развала СССР, нам ни разу не удавалось обогнать соседей по этому показателю.
Да и если вдаваться в частности, то Россия заметно оторвалась от нас по многим параметрам. Например, по количеству врачей, койко-мест в медицинских учреждениях в расчете на тысячу населения. А разница в количестве самозанятых просто гигантская: в РФ – 5,3 процента от числа трудоустроенных, в Казахстане – 25,8. И чем тщательнее анализируешь данные этого исследования, тем все более очевидным становится то, что мы можем похвастать лишь большей легкостью ведения бизнеса.
Аналогичная ситуация и с другим индексом – социального прогресса. По итогам прошлого года РФ расположилась в нем на 62-й строчке, Казахстан – на 69-й. Он учитывает степень удовлетворения основных потребностей населения той или иной страны (в питании, в получении медицинской помощи и санитарных услуг, в жилье, в питьевой воде и т.д.), а также степень доступа к знаниям и средствам коммуникации, экологическую устойчивость, уровень личных и гражданских свобод.
Индекс качества жизни, составленный по итогам прошлого года Numbeo, тоже демонстрирует отставание Казахстана от России (69-е и 59-е места соответственно), Здесь за основу берутся такие критерии, как покупательская способность населения, степень безопасности, уровень здравоохранения, стоимость жизни, цена на недвижимость, среднее время на дорогу, уровень загрязнения и климат.
Другие рейтинги тоже говорят не в нашу пользу. Например, по уровню минимальной заработной платы Казахстану очень далеко до России. Там он составляет 188,5 доллара США, у нас – 114,6, или более чем в полтора раза ниже. Аналогично с размером чистой средней заплаты: по данным за прошлый год в России она составила 686 долларов, а в Казахстане – 438.
Уровень бедности в нашей стране выше, чем в соседней. По данным Всемирного банка за 2015 год, 40 процентов россиян с низкими доходами жили на 10,7 доллара в день, а такая же доля казахстанцев довольствовалась суммой в 6,72 доллара. Применительно к людям со средним достатком эти цифры составляют соответственно 22,36 и 11,36 доллара (почти двойная разница). Впрочем, объективности ради нужно сказать, что в Казахстане гораздо меньшее, чем в России (судя по коэффициенту Джини), социально-экономическое расслоение в обществе. Однако с учетом всех вышеперечисленных пазлов это не меняет общую картину.
Среди бегущих первых нет и отстающих?
Чтобы разговор был еще более предметным, попытаемся сравнить жизнь обычного человека в конкретных городах Казахстана и России. Например, в Караганде и Челябинске – двух металлургических центрах, регионах, более-менее схожих по своему развитию. Конечно, у них есть немало отличий. Скажем, в Челябинске население вдвое больше, чем в Караганде, но приближенность последней к столице, ее многоотраслевая экономика, по сути, компенсируют некоторые различия.
Итак, начнем с главного – уровня доходов. Средняя заработная плата в Челябинске за прошлый год, по данным Росстата, составила чуть меньше 520 долларов США, минимальная – 185. В Караганде эти данные выглядят так: 455,5 и 112 соответственно. При этом стоит отметить, что распоряжением губернатора Челябинской области величина прожиточного минимума на душу населения установлена на уровне 153 доллара. У нас же принят общий для всей страны прожиточный минимум, который составляет сейчас чуть более 78 долларов.
Недавно газета «Коммерсант» со ссылкой на крупнейшее рекрутинговое агентство HeadHunter обнародовала следующие данные: если в январе 2019-го средняя предлагаемая зарплата в Челябинской области составляла 560-580 долларов США, то в январе текущего года этот показатель увеличился до 655-670 долларов. «По мнению аналитиков, ситуация связана с высокой конкуренцией работодателей за персонал», — отмечается в публикации. И такой вывод подтверждается низким уровнем безработицы в Челябинске – всего 2 процента. В Караганде же, судя по объявлениям, размещенным на одном из самых популярных в Казахстане порталов по поиску работы, большинство вакансий предлагается с зарплатами от 263 до 526 долларов.
Правда, при этом цены на продовольствие в Челябинске выше, чем в Караганде – в целом на 13 процентов (согласно базе данных Numbeo). То же самое касается стоимости непродовольственных товаров, транспортных и коммунальных услуг. Казалось бы, это нивелирует существующую разницу в доходах жителей двух городов. Но так может показаться только на первый взгляд. В реальности же покупательная способность у челябинцев на 38 процентов выше, чем у карагандинцев.
Жилье в уральском городе дороже, чем в нашей шахтерской столице, – один квадратный метр на вторичном рынке стоит в среднем 605 долларов против 545 в Караганде. Но нужно иметь в виду, что и там, и здесь большинство квартир приобретается в ипотеку, а фактическая ежемесячная стоимость ипотечного кредита к доходу семьи, по оценкам Numbeo, в Караганде будет составлять 137,19 процента, тогда как в Челябинске — всего 92,92 процента.
Теперь что касается различных государственных программ, имеющих целью обеспечение населения, в том числе молодежи, жильем. Конечно, относительно низкий процент по ипотечному займу выглядит довольно привлекательным, но часто барьером становится величина первоначального взноса. Альтернатива – открыть счет в «Жилстройсбербанке» и начать копить на будущее.
В Челябинске пошли другим путем. Молодой семье, имеющей одного и более ребенка, из бюджета компенсируются 35 процентов стоимости жилья, а той, которая еще не обзавелась детьми, — 30 процентов. Эти деньги можно потратить на покупку жилья, на строительство своей недвижимости либо ее благоустройство. Сумму компенсации также можно использовать в качестве взноса в строительный кооператив либо как взнос при получении ипотечного кредита, предусмотренного программой. Многодетная же семья в Челябинске имеет право на получение бесплатно в собственность земельного участка под жилищное строительство либо создание подсобного хозяйства. А для тех, кто не хочет «жить на земле», предусмотрена альтернатива – социальная выплата на приобретение жилья, к которой можно добавить собственные сбережения и купить квартиру либо использовать в качестве ипотечного взноса. Размер этой выплаты превышает 3800 долларов США.
Да и в целом объемы социальных гарантий в Казахстане и в России, увы, не идут ни в какое сравнение. Взять те же многодетные семьи. Сколько им выплачивается у нас, мы все знаем. А теперь о том, что получают россияне. Помимо «материнского капитала», размер которого недавно значительно вырос (7111 долларов за первого ребенка, по 2286 за каждого следующего), и единовременного пособия по родам (224,8 доллара), в Челябинске предусмотрена поддержка и на областном уровне. Например, есть свой, местный, «материнский капитал». Семьям, среднедушевой доход которых не превышает двукратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения региона, на иждивении которых находятся трое и больше детей, из бюджета области выплачивается по 1524 доллара.
Кроме того, семьям, живущим на доходы ниже величины прожиточного минимума, назначается ежемесячное пособие на ребенка в размере 4,6 доллара (на детей одиноких матерей и детей-инвалидов — 9,2 доллара ежемесячно). В случае рождения третьего и последующих детей в семьях, доходы которых не превышают величину прожиточного минимума в регионе, предусмотрена еще одна выплата. Ее размер составляет 155 долларов. Распоряжением губернатора области введена и компенсация части родительской платы за содержание детей в детских садах в размере 20 процентов от среднего размера платы на первого ребенка, 50 процентов — на второго ребенка и 70 – на третьего и последующих детей. И это помимо того, что для таких семей действует норма, предусматривающая бесплатное обеспечение лекарствами детей до 6 лет, право бесплатно посещать объекты культуры, спорта. А еще им выплачивается единовременное пособие на подготовку детей к учебному году (22,8 доллара). Кроме того, семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума назначается ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (19,8 доллара)…
А теперь попробуйте сами ответить на вопрос, в какой из стран людям живется лучше…