Некоторые казахстанцы выступают против вакцинации. Часть из них называет вакцинацию «нарушением конституционных прав», кто-то не верит в прозрачность розыгрыша квартир, машин, скидок на обучение и других призов для тех, кто получил прививку. Психолог Жаннат Аман объяснила, откуда у людей может складываться недоверие к вакцинации от коронавируса, сообщает iaNews.kz.
В июне казахстанцев начали активно призывать на вакцинацию против коронавируса, мотивируя розыгрышами ценных призов.
В Нур-Султане объявили о розыгрыше двухкомнатной квартиры среди вакцинированных, в торговых центрах и домах раздавали подарки, разыгрывают iPhone. А казахстанские вузы пообещали скидки вакцинированным студентам. В социальных сетях некоторые писали, что подобные действия вызывают недоверие.
Нет доверия
Как отметила психолог, в обществе в последнее время к прививкам не очень хорошее отношение.
«Почему так происходит? Раньше люди слепо доверяли власти, врачам и науке. Это были авторитетные фигуры. Люди часто проецируют на тех, кто выше по иерархии, фигуру родителя — взрослого, который справляется, поэтому он лучше знает, как нас спасти.
Но если вспомнить, как начиналась ковидная история, — с нелогичных противоречащих действий властей и бессилия врачей, эта ситуация в целом показала положение в стране. Но самое главное — это вопрос доверия».
Почему люди не хотят прививаться
По словам Жаннат Аман, сопротивление — это естественная реакция на принуждение.
«Пока прививка — это то, что нужно государству, так и будет, но если она нужна самому человеку, то он сам пойдет и сделает безо всяких призов.
На данный момент кто ее на самом деле добровольно сделал? Добровольно сделали те, кто перенесли эту болезнь или видели, как их близкие пострадали от нее, и больше не хотят такого опыта переживать».
Эксперт назвала две причины, по ее мнению, по которым люди не хотят прививаться:
- не верят в эффективность прививки и в то, что прививка безопасна. Никто не будет нести ответственность в случае нехороших последствий;
- не видят необходимости непосредственно в самой прививке. Много тех, что легко перенес коронавирус или не болел, то есть некоторые не верят в опасность болезни.
Почему люди ожидают подвоха
«Критическое мышление, то есть способность подвергать сомнению, рассматривать вопрос с разных сторон, а не верить по умолчанию — это здоровая и необходимая человеку вещь. Другое дело — излишняя подозрительность, тревожность, то есть заранее предполагать заинтересованность другого в умысле причинить вред, что другой хочет усыпить бдительность чем-то хорошим, чтобы потом сделать плохое. Это опять вопрос доверия. И здесь люди делятся на два лагеря:
- первые доверяют всем априори, пока человек не подведет;
- вторые не доверяют никому, пока человек не заслужит доверие.
Первые — это те, кто рос в безопасной среде, среди добрых людей, или у них не развит навык критического мышления. Вторые — те, кто рос в агрессивной среде, не знают, что такое безопасность, и им нужно было выживать в трудных обстоятельствах».
Доверие — это оценка рисков. У каждого человека своя система оценки рисков, и зависит от его опыта.
«Если он проживал такой опыт, когда нельзя доверять по умолчанию, когда его использовали в своих целях, причиняли ущерб те, кому он доверился, либо человек не получал просто так ничего хорошего — «бесплатный сыр только в мышеловке» — и не верит в такую возможность, то риски оцениваются как очень высокие, и человек не доверяет.
Так как мы живем в обществе, толерантном к насилию и агрессивно настроенном к жертвам насилия, плюс нелегкий опыт предыдущих поколений, пострадавших от государственного насилия и ненадежности (коллективизация, раскулачивание, войны, революции, дефолты, девальвации, инфляции, коррупция и тому подобное), мало кто хочет стать жертвой, быть на месте пострадавшего или обманутого.
Поэтому люди не могут доверять и видят во всем подвох. Помните, в детстве говорили: «Будешь много смеяться — будешь много плакать». А если «хорошее» предлагается кем-то ненадежным, то доверие исчерпывается еще больше».
«Проблемы начинаются, когда мы пытаемся переманить других»
«С точки зрения психологии, похоже на то, что наше общество потихоньку начинает взрослеть. Если раньше при Советском Союзе и в постсоветское время государство было «родителями» для народа — «Что родители скажут, то и делаем», сейчас похоже на то, что общество похоже на подростков и начинает «свергать авторитеты». Это можно отнести к этапу, когда дети смотрят на родителей не как на божеств, а как на обычных людей, начинают критиковать и видеть недостатки.
Общество всегда делится на две части. Одна часть — приверженцы одной идеи, другая часть — приверженцы другой. Кто-то ест мясо, а кто-то — нет. Это разнообразие мира, мы можем думать все что угодно, но проблемы начинаются не тогда, когда мы разделяемся, а тогда, когда мы пытаемся переманивать других на нашу сторону. Например, если я против прививки, я решаю ее не делать. Есть люди, которые против прививки и решают, что никто ее не должен делать. И наоборот».