С 1 августа вся сеть РЖД переходит на местное время для удобства пассажиров, сообщает IaNews.kz.
Холдинг РЖД изменит порядок отображения времени прибытия и отправления на проездных документах поездов дальнего и пригородного сообщения. С 1 августа 2018 года на железнодорожных билетах будет обозначаться только местное время, которое соответствует часовому поясу отправления пассажира, сообщили в РЖД.
В настоящее время на бланках фиксируется московское время прибытия и отправления, а также местное время.
<…>
«Для удобства пассажиров время прибытия и отправления на проездных документах будет указаны с уточнением, на сколько часов оно отличается от московского. Информация о местном времени прибытия и отправления будет также отображаться на информационных табло в поездах, на платформенных указателях и вокзальных электронных часах», — говорится в официальном сообщении.
То есть по-сути, с 1 августа 2018 года вековая традиция московского времени на РЖД уходит в прошлое. Нет, конечно, вся диспетчеризация, служебные расписания и графики останутся на едином московском времени, но простому пассажиру это всё будет уже не видно. Будет как в авиации, где диспетчеризация ведётся по всемирному координированному времени UTC, но мало кто из пассажиров об этом знает.
Почему же РЖД от этой традиции отказались? Тут, на мой взгляд, есть три основных причины.
Причина №1. Формальная.
Есть постановление Правительства РФ от 08.01.1992 N 23 (ред. от 31.08.2011) «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации», 5-й пункт которого гласит:
«…движение железнодорожного, водного и междугородного автомобильного транспорта, открытого для общего пользования, а также работа междугородной телефонной и телеграфной связи на территории Российской Федерации производится по московскому времени. Движение воздушного транспорта производится по всемирному координированному времени. Информирование населения о работе транспорта и средств связи осуществляется по времени, установленному в данной местности.«
То есть есть постановление правительства, которое нужно выполнять. Это закон. Странно только, что, как оказалось, РЖД его игнорировали более 25 лет… Впрочем, в России много чего странного с законами…
Причина №2. Борьба за клиента.
Многие скажут: «Да где тут борьба, пассажиру нужны скорость и комфорт, а какое время в расписаниях — пофиг.» Постоянному пассажиру да, они привыкли к этой особенности РЖД и почти не путаются. Но вот тот, кто пользуется железной дорогой редко, о московском времени в расписании может и не знать. Ошибившись один раз, он, разумеется, получит негатив, и вероятность того, что он в следующий раз воспользуется железной дорогой становится ниже.
А ведь из этих маленьких кирпичиков и складывается общий престиж железной дороги.
Не даром большинство пригородных компаний, у которых пассажирские перевозки — не небольшая побочная деятельность, а основной доход, перешли на местное время в расписаниях ещё в начале нулевых. Мало того, по ним даже видна зависимость: чем лучше дела с пригородными перевозками в регионе, тем раньше они перевели расписание на местное время. И наоборот, в регионах, где на пригород местные власти и РЖД давно забили, московское время в расписании оставшихся электричек сохранилось до сих пор. Это, например, Забайкальский край и Челябинская область. Разве что Свердловская область тут некоторое исключение: пригород помаленьку развиваются, в частности появились ускоренные рейсы до соседних городов (Нижний Тагил, Каменск-Уральский и др.), но расписание у них до сих пор по московскому времени.
Станция Сеятель (г. Новосибирск), расписание. Дальние поезда — по московскому времени, пригородные — по местному (МСК+4).
Табло на пригородном вокзале Челябинска. Московское время и 0 (ноль) электропоездов ближайшие часы…
Также отмечу, что сейчас РЖД пытается идти по пути Европы и развивать мультимодальные перевозки, основанные на стыковке различных видов транспорта (поезд+электричка, поезд+автобус, поезд+самолёт и т.п.). Когда автобусы, пригородные электрички, авиация пишут в расписания в одном времени, а поезда дальнего следования — в другом, пассажирам это воспринимать не очень удобно, возможны ошибки из-за неправильного определения часового пояса в пункте стыковки, либо при пересчёте.
Причина №3 (толчок). Смена часовых поясов в регионах Поволжья и Чемпионат Мира по футболу.
В 2016 году несколько регионов Поволжья поменяли часовой пояс, перейдя с московского времени (на котором прожили 25 — 30 лет) на час вперёд. Они получили безусловно более комфортный световой режим, но многие жители оказались неготовы к разнице с Москвой. Поскольку они долгое время привыкли жить в одном часовом поясе со столицей, у некоторых людей в голове атрофировалась «прошивка» с восприятием и обработкой 2-х и более часовых поясов. Пересчёт с местного времени на московское и обратно для таких людей оказался слишком сложной задачей, и они стали писать возмущённые письма в РЖД. Последние пошли им навстречу и в середине прошлого года ввели двойное время в железнодорожных билетах (об этом я писал ранее), а теперь, по-видимому, завершают реформу.
Также есть версия, что реформу провели из-за Чемпионата Мира по футболу, чтобы иностранные гости не путались. Но тут сроки не сходятся. Озвученная РЖД дата перевода расписаний на местное время — 1 августа 2018 года, а чемпионат продлится с 15 июня по 15 июля 2018 года. Впрочем, возможно, в городах, принимающих ЧМ-2018, реформа расписаний будет проведена на пару месяцев раньше. Посмотрим…
А не создаст ли отказ от единого московского времени в расписаниях больше проблем и неудобств?
Такие высказывания в связи с этой реформой уже звучат и порой довольно активно. Разберу наиболее распространённые:
1. Местное время в расписаниях в стране с более 10 часовыми поясами может привести к рассинхронизации работы железной дороги и, как следствие, сбоям, ЧП и крушениям.
Это всё либо непонимание принципов работы железной дороги, либо заведомые спекуляции. Вся внутренняя «кухня» железной дороги всегда работала и будет работать по единому времени, поэтому никакой рассинхронизации не будет. То, что отображается для пассажиров, на внутреннюю диспетчеризацию никак не влияет, ни в пригородных перевозках, ни в авиации (где информирование в местном времени ведётся достаточно давно) пока ни одного крушения по это причине не зафиксировано.
2. Поезд — не самолёт, он имеет промежуточные остановки в разных часовых поясах, пассажиры в пути без единого времени будут путаться.
Вот здесь стоит разобрать ситуацию подробней. Во-первых, прежде всего следует ответить на вопрос, много ли пассажиров пересекает часовые пояса в ходе поездки хотя бы один раз?
Сначала я честно пытался найти статистику пассажиропотоков по направлениям, чтобы посчитать количество пассажиров через границы часовых поясов, но тщетно. Поэтому только самые общие цифры. Под данным отсчёта РЖД за 2016 год (см. здесь) поездами дальнего следования воспользовалось 101,4 млн. пассажиров (из них 9,2 в скоростном движении). Пассажирооборот поездов дальнего следования составил 93,5 млрд. пассажиро-километров (из них 4,6 в скоростном движении). Скоростное движение в России имеется только в одном часовом поясе, поэтому нас заведомо не интересует, если его отбросить и разделить пассажирооборот на пассажиропоток, то получается, что средняя длина поездки составляет 964 километра.
А теперь смотрим на карту или справочник: среднее расстояние между границами часовых поясов при движении по Транссибу составляет 1200 — 1800 км. Исключение только Самарский (МСК+1) и Омский (МСК+3) часовые пояса, которые составляют около 170 и 330 км соотвественно, но это совсем небольшие по численности населения регионы. То есть получается, что среднестатистический пассажир до границы часового пояса даже не доезжает. Зачем пассажиру московское время в поездке, если он едет из Хабаровска во Владивосток, из Тайшета в Иркутск, из Новосибирска в Красноярск или из Перми в Тюмень? Такому пассажиру однозначно удобней видеть в расписании местное время.
фото Андрея Яблонского
Даже если пассажир пересекает в ходе поездки один часовой пояс, то вряд ли ему удобней для этого пользоваться московским временем, проще перевести часы один раз — и всё. И только для тех, кто едет через 2 пояса и более, может оказаться удобней в поездке ориентироваться по единому московскому времени, чем запоминать, где находятся границы часовых поясов и каждый раз переводить часы по ним. Но много ли таких пассажиров? По моим наблюдениям, даже в дальних транссибирских поездах типа №99/100 Москва — Владивосток их меньше половины. А на остальных направлениях таковых просто нет априори, ибо больше почти нигде нет более одной часовой границы на маршруте. То есть реальная доля таких пассажиров, думаю, от силы порядка процента. Согласитесь, нелогично делать так, как удобно весьма малой, узкоспецифической группе (которая, к тому же, по мере развития авиации будет в дальнейшем только сокращаться), в ущерб остальным.
3. Да ерундой маются, все уже давно привыкли и никто не путается. Разве что «жертвы ЕГЭ» не могут прибавить/отнять несколько часов для пересчёта с московского на местное и наоборот.
Ну во-первых, «жертвы ЕГЭ» тоже люди, и РЖД, как пассажиры тоже важны. А во-вторых, это миф, что никто не путается. Как минимум, часто ошибаются те, кто крайне редко пользуется ЖД, а также жители московского часового пояса, впервые оказавшись вне его, эти категории просто не в курсе про эту особенность РЖД.
Но порой ошибаются вроде бы и опытные люди. Да, по рассеянности, невнимательности, случайности но тем не менее бывает. Например, одна моя знакомая, планируя пересадку с поезда на электричку, неправильно определила часовой пояс в пункте пересадки (он сменился за пару месяцев до этого, а она не знала). В результате, когда поезд прибыл, электричка уже ушла. Вот так ошибка немного сбила поездку. А было бы в расписании поезда местное время, такой бы ошибки не случилось.
Другой мой знакомый купил билет на поезд, отправляющийся среди ночи. Он правильно пересчитал с московского времени на местное, но не учёл, что билет нужно было покупать на «вчерашнюю» дату (когда в Новосибирске 2:50, в Москве — это ещё «вчера»). Эту ошибку обнаружил только при посадке (когда оказалось, что его место занято). Поскольку поездка планировалась под конкретное событие, то она частично потеряла смысл… Да, в некотором роде, конечно, сам виноват, внимательней нужно быть, но тем не менее, трудности из-за этого возникают у многих.
4. Теперь проводникам при пересечении границы придётся каждый раз перенастраивать время на табло внутри вагонов. Лишние хлопоты, наверняка порой будут забывать.
Пожалуй, это единственная реальная проблема. Но, во-первых, всё же не стоит драматизировать, при движении с запада на восток в среднем часовые границы идут через 21 час (считал для самого быстрого поезда №1/2 «Россия»). Дополнительная возня почти раз в сутки по паре минут явно проводника работой не перегрузит. Да, первое время, возможно, будут ошибаться и забывать, но, думаю, после 2 — 3 рейсов уже привыкнут и будут делать это на автоматизме.
Ну а в перспективе, конечно, нужно сделать эту функцию автоматической, с синхронизацией через GPS-Глонасс.
5. А как быть с теми местами, где железная дорога проходит вдоль часовой границы, и «прыгает» то в один часовой пояс, то в другой по нескольку раз за короткое расстояние?
Таких мест по всей России всего несколько штук (например, участок Агрыз — Набережные Челны) и интенсивного пассажирского движения нигде через них нет, в основном только местное. Думаю, для таких линий нужно решать в индивидуальном порядке, например, в расписаниях указывать оба часовых пояса.
На этом всё. Надеюсь, убедил, что планируемая реформа действительно разумна и большинству пассажиров немного станет удобней. Да, конечно, немного грустно и жаль вековую традицию, которую даже воспели некоторые путешествующие по России иностранцы, но железной дороге нужно развиваться. А пока фотографируйте московское время на вокзальных часах и табло, а также в расписаниях в вагонах поездов дальнего следования — скоро это уже будет историей.