Для экспертов по изучению и борьбе с антисемитизмом, таких как президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Кантор, прошедший 2020 год стал дополнительным испытанием. Паника и страх, порождённые пандемией, нередко находили воплощение в таких нелицеприятных формах, как нетерпимость, расизм и антисемитизм, получившие очень широкое распространение в интернете.
С одной стороны, изоляционные меры снизили количество физических преступлений как против евреев, так и против еврейских объектов и заведений. Однако хоть и это и может выглядеть как повод для оптимизма, таковым эксперты его не рассматривают. Ведь с другой стороны, отмечал Вячеслав Кантор и его коллеги, антисемитизм всегда отличался тем, что никогда не останавливался только на словах и так или иначе находил выход на улицы.
Подтверждение этим опасениям нашлось уже спустя несколько месяцев после начала 2021 года. В то время как между Израилем и группировкой ХАМАС возник очередной конфликт, евреи в Европе стали мишенями для ненависти, подверглись нападениям несколько синагог, и даже был осквернён памятник жертвам Холокоста. Как бы ни пытались злоумышленники и вандалы оправдать свои действия политическими соображениями и недовольством, Вячеслав Кантор убеждён: прицельная агрессия против евреев всегда мотивирована антисемитизмом, а никак не причинами в отношениях между странами, которые находятся за тысячи миль от того места, где на евреев нападают «в отместку».
Подобные попытки перенести агрессию с одной цели на другую любые организации по правам человека и лично Вячеслав Кантор неизменно осуждают, поскольку они представляют собой ни что иное как разжигание ненависти. В случае с Израилем и евреями – это самый яркий пример, который, к сожалению, повторяется из раза в раз. Будь то конфликт с террористической организацией или заявления США о статусе Иерусалима, антисемиты воспринимают Израиль как некоего «коллективного еврея», говорит Вячеслав Кантор, за действия которого должны быть наказаны все представители нации, даже если они являются гражданами совсем других стран и живут за многие мили от Израиля. Ненависть к Израилю обычно обозначается термином «антисионизм», однако Вячеслав Кантор убеждён, что это вовсе не отдельное явление, а лишь одна из форм антисемитизма, ведь результат и того, и другого одинаков – ненависть и жертвы.
Вкупе с ростом антисемитских настроений в 2020 году, всплеск агрессии по отношению к евреям весной 2021 года заставили Вячеслава Кантора оценить нынешний подъём антисемитизма как один из самых внушительных и беспокоящих. В такой ситуации никаких оправданий, тем более политических, для антисемитов быть не должно, и относиться к ним необходимо также, как и к любым другим разжигателям ненависти – с нулевой толерантностью, уверен президент ЕЕК.
Ещё одно заблуждение, с которым необходимо покончить, — это с мнением, что антисемитизм доставляет проблемы одним только евреям, а потому именно они должны с ним бороться. Антисемитизм – это угроза для общества в целом, убеждён Вячеслав Кантор, он нормализует ненависть как таковую, и по его следам идут все прочие формы нетерпимости, ксенофобии и расизма. Помимо этого, борьба с антисемитизмом – это прежде всего борьба с дезинформацией, ложными мифами и теориями заговора, это налаживание диалога, передача правдивой и достоверной информации о разных народах – всё то, что может и должно играть на пользу любому демократическому обществу, рассчитывающий на взаимоуважение и толерантность между своими гражданами.
Что касается разночтений и манипуляций в отношении того, что является антисемитизмом, а что – нет, то Вячеслав Кантор напоминает: благодаря единому рабочему определению антисемитизма, которое ещё пять лет назад было представлено Международным альянсом в память о Холокосте и на сегодняшний день принято более 450 организациями и странами, существует международный единый стандарт того, что антисемитизм собой представляет.