Главная > Новости > В стране > Разъяснения по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения

Разъяснения по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения

Является ли чрезвычайное положение (далее — ЧП), введённое Президентом Республики Казахстан, обстоятельством непреодолимой силы?

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 359 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — ГК) лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.).

Непреодолимая сила, исходя из смысла данной нормы, это обстоятельство, обладающее двумя признаками:

— чрезвычайностью;

— непредотвратимостью.

Чрезвычайное обстоятельство — исключительное, экстренное событие, явно выходящее за пределы обыденного или нормального уклада, чем известные общественные отношения или явления.

Непредотвратимое обстоятельство — неизбежное, неминуемое событие или явление, произошедшие независимо от воли большинства участников гражданского оборота, то есть когда любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, объективно не мог бы избежать наступления этого события или явления, либо их последствий.

Обстоятельства непреодолимой силы отражены и в нормах уголовно-процессуального законодательства.

Согласно пункту 4 части первой статьи 45 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — УПК) производство по уголовному делу приостанавливается постановлением суда в случаях действия непреодолимой силы, временно препятствующей дальнейшему производству по уголовному делу.

11 марта т.г. Всемирная Организация Здравоохранения  объявила новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) пандемией.

Президент Республики Казахстан ввёл режим ЧП на территории всей страны с 16 марта 2020 года.

Кроме того, приняты Указы Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 286 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности» и № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики».

В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» должностными лицами санитарно-эпидемиологической службы были установлены ограничительные меры, в том числе карантин, которые предусматривают особый режим предпринимательской и (или) иной деятельности, допускающие установление отдельных ограничений прав и свобод физических  лиц,  прав юридических лиц и возлагающий на  них дополнительные обязанности.

Вышеназванные правовые акты приняты должностными лицами в рамках их полномочий в установленном законодательством порядке и были нацелены на сохранение жизни и здоровья населения, предотвращение угрозы широкомасштабного распространения COVID-19, финансовую поддержку граждан и организаций, а также сохранение социально-экономической стабильности.

Органами государственной власти, в целях ограничения распространения COVID-19, в период действия ЧП введены меры и временные ограничения, такие как запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности учреждений и организаций, отмена и перенос массовых мероприятий, введение самоизоляции граждан и т.п.

Таким образом, введение и действие ЧП имеет характер чрезвычайности и непредотвратимости и, соответственно, обладает всеми признаками обстоятельства непреодолимой силы.

 

  1. Вопрос: Каков порядок исчисления сроков содержания под стражей подсудимых и иных процессуальных сроков по уголовным делам, производство по которым судами приостановлены в связи с введением ЧП?

Ответ: Время содержания под стражей подсудимого в качестве меры пресечения в период приостановления производства по делу засчитывается в общий срок содержания его под стражей.

В этой связи судам следует строго соблюдать требования статьи 342 УПК о том, что по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести срок содержания подсудимого под стражей со дня поступления дела в суд и до вынесения приговора не может превышать шести месяцев.

Также следует обеспечить соблюдение требований части второй статьи 342 УПК о том, что по делам о тяжких преступлениях суд своим постановлением вправе продлить срок содержания под стражей лишь до двенадцати месяцев. В случае истечения указанных в статье 342 УПК сроков содержания под стражей, суд должен изменить подсудимому меру пресечения на домашний арест или иную меру пресечения.

В случае истечения в период приостановления производства по делу срока давности привлечения лица к уголовной ответственности, предусмотренного статьей 71 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее — УК), приостановленное дело в соответствии с подпунктом 4) части первой статьи 35 УПК и части шестой статьи 45 УПК подлежит прекращению за исключением случаев, установленных частью четвертой статьи 35 УПК.

При исчислении сроков рассмотрения дела, производство по которому приостановлено в связи с введением ЧП, необходимо исходить из того, что в соответствии с частью четвёртой статьи 45 УПК сроки рассмотрения дела, предусмотренные частью пятой статьи 322, статьёй 425 и частью третьей статьи 492 УПК, в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций прерываются на весь срок приостановления производства по делу.

 

  1. Вопрос: Как применяется в уголовном процессе Указ Президента Республики Казахстан «Об уточненном республиканском бюджете на 2020 год» (далее – Указ) в части установления с 1 апреля 2020 года нового месячного расчетного показателя?

Ответ: При применении в уголовном процессе Указа необходимо исходить из того, что согласно положениям Указа месячный расчетный показатель (далее — МРП) в размере 2 778 тенге установлен с 1 апреля 2020 года, сам Указ введен в действие с 1 января 2020 года и официально опубликован 9 апреля 2020 года.

В этой связи, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 4 Конституции и статьи 6 УК судам при назначении уголовного наказания в виде штрафа либо исправительных работ, а также при определении размера принудительного платежа в Фонд компенсации потерпевшим по делам об уголовных правонарушениях, совершенных с 1 января 2020 года по 8 апреля 2020 года (включительно), необходимо применять МРП, действовавший до 1 апреля 2020 года, в размере 2 651 тенге, а при квалификации по соответствующей статье Особенной части УК деяния, совершенного 1 апреля 2020 года и позже, и в иных случаях, когда Указ улучшает положение обвиняемого, следует исходить из МРП в размере 2 778 тенге, установленного Указом.

Судья Петропавловского городского суда Асем Джаналина

Новости партнёров