Хрустящая и вкусная, может ли морковь добавить крепости цементу, а заодно сократить выбросы углекислого газа в строительной отрасли?
С целью выяснить, возможно ли произвести более крепкий и при этом экологически чистый продукт, в качестве экспериментального оборудования группа исследователей Ланкастерского Университета применяет обычный домашний блендер — в данном случае для смешивания частиц корнеплода с бетоном, — сообщает ianews.kz со ссылкой на Reuters.
«Мы обнаружили, что при использовании небольшого количества этого нового материала можно увеличить прочность бетона на 80 процентов – добавление моркови предотвращает любые трещины. Это означает, что потребуется меньше цемента, вследствие чего сократится объём выброса углекислого газа»,- рассказал агентству Reuters ведущий исследователь Мохаммед Саафи.
По оценкам Международного Энергетического Агенства (МЭА), 7% общих глобальных выбросов CO2 приходится на цемент. Частицы моркови предоставлены CelluComp — шотландской компанией, занимающейся разработкой устойчивых материалов.
«Морковь почти полностью состоит из воды, но тем не менее остаётся жёсткой и хрустящей благодаря целлюлозе – волокнистому веществу, которое можно присутствует во всех растениях. Эти волокна обладают прочностными характеристиками, являясь, по сути, строительными блоками силы овоща»,- объяснил генеральный директор компании Кристиан Кемп-Гриффин.
Целлюлоза также содержится в древесине, но её легче извлечь из овощей. Учитывая доступность растительных отходов как побочного продукта сельского хозяйства, это дешёвый и экологически чистый источник волокон. Для того чтобы изменить свойства цемента, необходимо лишь малое количество целлюлозы, поскольку меняется направление поступления воды в процессе затвердевания. Впрочем, по словам учёных, и сама химическая реакция между волокнами и цементом позволяет сделать вывод: материал любит «держаться» за воду.
Команда Саафи продолжит тестировать свои смеси, а в качестве сырья CelluComp послужит также сахарная свекла — как возможность получать большое количество недорогого свекловичного (тж. свекольного) жома, остающегося после производства сахара.