Уборка урожая во многих казахстанских регионах проходит тяжело. Об этом рассказал генеральный директор компании Eurasia Group Kazakhstan, являющейся дистрибьютором сельхозтехники John Deere в Казахстане, Сергей Глокке, передает IaNews.kz.
«Мы слышим по проданной технике отзывы от клиентов, что урожай в среднем идёт от 10 до 15-17 центнеров на гектар в зависимости от региона. Вегетация достаточно тяжёлая, даже ячмень не везде подошёл. Очень многие хозяйства начали валить, работать десикацией (обезвоживание растений для облегчения уборки во влажную погоду. – Ред.), для того чтобы сократить вегетационные сроки. Качество не самое высокое, в основном сейчас идёт четвёртый класс. Скорее даже пограничный четвёртый, который тяжело как третий оценивается», – констатирует он.
По словам представителя смежной отрасли, обычно в прошлые годы до 50% урожая в стране уже собиралось к 10 сентября. Однако сейчас собрана примерно десятая его часть, правда, показатели варьируются в зависимости от региона, сообщают клиенты Eurasia Group.
«Кое-где снег уже был – в Восточном Казахстане. Погодные условия такие, что подсохнет – приходит тучка, полила, и опять нужно ждать стоять. Только разогнались, только скорость набрали – опять прошло полосой, намочило. Сегодня я разговаривал с регионами – КамАЗы стоят на элеваторах в очень большом количестве, это тоже показатель того, что зерно идёт влажное, стоят в очереди, принимают на сушку. Тяжёлая уборка будет однозначно. Я думаю, что, к сожалению, очень много не успеют убрать, если погода не будет благоволить в ближайшем будущем. А прогнозы такие, что дожди практически до конца сентября. Поэтому здесь нужна реальная механизация, нужна хорошая логистика, нужны хорошие элеваторы с сушкой, чтобы успеть всё», – считает Глокке.
Между тем с возможной перспективой небольшого урожая цена на пшеницу продолжает расти в русле мировых тенденций. Пшеница третьего класса уже стоит в коридоре 50-55 тыс. тенге за тонну с ожиданиями в сторону 60 тыс. При этом часть доходности может быть съедена девальвацией из-за колебаний курса тенге в последнее время.
Глокке ожидает, что многие фермеры будут продавать собранное зерно раньше февраля. Правда, у кого есть возможность хранения и нет большого количества обязательств, будут ждать февраля-апреля, когда наступит ценовой пик.
Он также сообщил, что на странице электронного правительства был опубликован согласованный профильными министерствами приказ о выделении инвестсубсидий для приобретения сельхозтехники.
«Министр сельского хозяйства сделал, что обещал, – обеспечил субсидирование процентной ставки и инвестсубсидирование при покупке сельхозмашин. 25% от стоимости техники крестьяне будут возмещение получать – это просто замечательно. Такой шаг должен дать большой толчок на обновление, потому что мы сейчас уже видим оживление. Когда только проект документа начал рассматриваться, у нас уже пришло большое количество заявок на комбайны. Ранее мы прогнозировали, что продадим 20-30, но сейчас прогнозы увеличились до 80 единиц. На следующий год люди уже декларируют по посевным комплексам, по тракторам, по опрыскивателям – это хорошее подспорье. Но вопрос опять-таки: программа инвестсубсидирования декларируется, но насколько деньги реально в бюджете будут, никто не знает», – говорит генеральный директор Eurasia Group Kazakhstan.
По его информации, до запуска механизма инвестсубсидирования больших продаж в компании не отмечали. У других поставщиков техники наблюдается похожая ситуация, указал Глокке. Даже запуск субсидирования процентной ставки при закупе сельхозмашин в июле не смог реанимировать рынок.
«Этот год, наверное, был у нас один из самых плохих вообще за 15 лет. Не знаю, как у других, возможно, так же. Это связано с общим финансовым состоянием отрасли – достаточно большой закредитованностью. Только сейчас субсидии подписали, в первой половине года не было ни субсидирования процентной ставки, ни инвестсубсидирования. Ранее процентная ставка была в 14-16 процентов и оставалась такой – это очень дорого. По инвестсубсидиям вместо 25 процентов три-пять процентов была максимум по тем ставкам, которые были с прежним министром одобрены. Это всё очень сильно тормозило – очень выборочно народ подходит к покупке сельхозтехники», – отметил Сергей Глокке.
Когда программы субсидирования закупа реально заработают до конца года, хорошо начнут расходиться и посевные комплексы, ожидает он.
«Люди знают, что однозначно в этом году уже есть бюджет, и уже начинают подавать заявки, для того чтобы как можно быстрее его использовать до конца года. У кого хорошая механизация, тот успеет убрать. Такие хозяйства есть, на реальном пике, хороший вал, они готовы будут закупать технику. Плюс большое преимущество для них, если финансирование в тенге, обеспечивается девальвацией. Допустим, он брал технику по 250 тенге за доллар, сейчас курс 380 тенге – значительное снижение обязательства. Выручка если экспортная идёт, то это большое преимущество для крестьян», – полагает он.
В то же время есть продажи на бумаге, а есть реальные продажи, говорит топ-менеджер Eurasia Group. При реальных деньги поставщики сельхозтехники получают сразу, при бумажных их приходится ждать от трёх месяцев до 1,5-2 лет с риском частичной или полной невозвратности. Неопределённость с финансированием закупа сельхозтехники до недавнего времени сформировала настроения на рынке, и поэтому в Eurasia Group её много не заказывали на этот год из-за остатков прошлого года.
Вполне возможно, что с небольшими остатками придётся уйти и на следующий год. Однако если программы инвестсубсидий и дотирования процентной ставки заработают, то на следующий год продажи будут хорошими, надеется Глокке.
С объявлением 25-процентной программы инвестсубсидирования оживился рынок не только зерноуборочных, но и рисовых, хлопковых комбайнов.
«В этом году Eurasia Group продала в Кызылординскую область 15 комбайнов, шесть-семь тракторов, немножко почвообработки. А так, в принципе, стандартно 10-15 единиц каждый год продаём в этом регионе. Я знаю, что Claas тоже хорошо туда продаёт, порядка 15-20 комбайнов. С самоходными косилками в этом году очень большой ажиотаж, не хватило на самом деле. Если бы было больше – продали бы больше, просто физически не смогли. Хлопок проблемный всегда был. 5-10 штук – это максимально, что продаётся», – рассказал гендиректор Eurasia Group.