Владельцы коммерческой недвижимости несут убытки. С рынка уходят даже успешные в докарантинные времена предприниматели. Бизнес-центры, торговые дома, коворкинг-зоны, пустовавшие несколько месяцев, сейчас работают вполсилы, сообщает IaNews.kz.
Арендаторов пытаются удержать любыми способами: предоставляют скидки, льготы и отсрочки
В мае этого года арендаторы центрального рынка Нур-Султана возмущались тем, что владельцы базара требовали внести плату за несколько месяцев вперед, несмотря на убытки коммерсантов и новые ограничения. Здесь же в сентябре произойдет потасовка — торговцы будут жаловаться на самоуправство хозяев рынка.
Подобные ситуации были почти в каждом регионе. Их не избежали и офисы бизнес-центров.
Мы делим бизнес-центры, офисную недвижимость на 3 класса, это класс «А», «В» и «С». «С» класс не изменился вовсе, наоборот, уменьшились даже вакансии, потому что очень многие компании ввиду сокращения расходов на аренду переезжают в более низкий класс, бизнес-центры класса «С». Класс «В», как наиболее представленный класс на рынке, снизился по сравнению с прошлым годом на 5%, — рассказывает управляющий партнер компании по коммерческой недвижимости Константин Глушко.
Из-за пандемии некоторым понадобились отсрочки по платежам. У одного из таких офисов счет только за электроэнергию в месяц — 7 млн тенге. Многие расходы пришлось кардинально пересмотреть.
22 тысячи квадратных метров, мы управляем этим объектом, из них 12 тысяч — это бизнес-центр, в котором дела идут более-менее хорошо, потому что речь идет о долгосрочных контрактах. Вместе с бизнес-центром, наряду с ним, у нас есть рядом здание – 10 тысяч квадратных метров, торговый центр, в котором у нас располагается еще и фитнес-центр. Там во время пандемии произошел резкий по фитнес-центру, если взять цифры, 44% потерь в годовом выражении. У торгового центра — 22%, — говорит генеральный директор управляющей компании Жанар Есенеева.
Эксперты по недвижимости отмечают: содержание небольшого бизнес-центра в год обходится до 10 млн тенге, сюда входят коммунальные платежи и зарплата сотрудников. Но если таких денег у владельца здания нет, приходится идти на сделку с арендатором.
Простаивающий объект генерирует расходы и, соответственно, содержать его — накладно. Поэтому многие собственники идут уже на то, чтобы предоставить нулевую ставку. Но при этом арендатор проводит ремонтные работы и оплачивает коммунальные и эксплуатационные расходы, что приносит некоторое облегчение.
Пустые конференц-залы, офисы. Бизнес-центры предлагают скидки на аренду до 80%. Торговые дома снизили цены на 1/3. Объявлений о сдаче и продаже помещений стало больше, игроков на рынке меньше. Остальным, чтобы выжить, нужно приложить максимум усилий.
Мы должны предоставить новые услуги, которых раньше не было. Одним из видов таких услуг мы предполагаем взять на себя централизованный закуп всего того, что нужно нашему арендатору. Предположим, начиная от канцтоваров, заканчивая продуктами питания — чай, сахар, кофе, чтобы в условиях коронавируса была бесконтактная доставка прямо до двери офиса арендатора, — считает генеральный директор управляющей компании Жанар Есенеева.
Общий ущерб только за месяц простоя владельцам коммерческой недвижимости обошелся в 20 млрд тенге. Кто-то из бизнесменов вовсе ушел, другие на время заморозили проекты. В сравнении с этим торговля на базарах и рынках кипит. Аренда гораздо дешевле, именно это останется решающим фактором на протяжении еще долгого времени.