Главная > Новости > В стране > Ужесточение наказания за изнасилования и педофилию, повышение базовой ставки – итоги недели

Ужесточение наказания за изнасилования и педофилию, повышение базовой ставки – итоги недели

О важных изменениях в законодательстве и жизни казахстанцев, произошедших на этой неделе, читаем вместе с IaNews.kz.

Общенациональный план

Глава государства Касым-Жомарт Токаев утвердил Общенациональный план мероприятий по реализации своего Послания от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана».

Общенациональный план предусматривает ряд конкретных мер по развитию гражданского общества, ужесточению уголовного законодательства по тяжким преступлениям, введению административной юстиции, поддержке малого и среднего бизнеса, изъятию неиспользуемых сельхозземель, снижению стоимости товаров и услуг, развитию конкуренции, корректировке социальной политики, повышению качества образования, предоставлению возможности использования казахстанцами пенсионных накоплений и др.

Также предусмотрены меры, направленные на финансирование озвученных в Послании инициатив, в том числе по выделению средств на реформу Министерства внутренних дел, повышение заработных плат педагогов и работников культуры и искусства, реализацию программ поддержки бизнеса, развитие инфраструктуры и т.д.

Для нормативного обеспечения реализации всех направлений Послания будут разработаны и приняты Административный процедурно-процессуальный кодекс, 17 законов, 4 указа Президента и 16 постановлений правительства.

Кроме того, будут утверждены новые и внесены изменения и дополнения в действующие государственные программы (индустриально-инновационного развития, «Дорожная карта бизнеса-2025», продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек», развития образования и науки, «Нұрлы жер» и др.).

Большую часть мероприятий планируется реализовать до конца текущего года.

Повышение базовой ставки

Национальный банк РК повысил базовую ставку до 9,25% годовых.

— Фактическая инфляция складывается выше ожиданий и достигла 5,5% по итогам августа. Проинфляционное давление, вызванное расширением потребительского спроса, возросло по сравнению с предыдущим прогнозом, что подталкивает инфляцию к верхней границе целевого коридора на уровне 5,7%-5,8% к концу 2019 года. На прогнозном среднесрочном горизонте в 2020 году инфляция ожидается внутри целевого коридора 4-6% с некоторым замедлением. Экономический рост за 7 месяцев 2019 года сложился выше прогноза Национального Банка на уровне 4,2%, что создает проинфляционное давление в экономике, — отметили в Нацбанке в комментарии.

Для достижения заявленных ориентиров по инфляции Национальный банк дальнейшие решения по базовой ставке будет принимать с учетом соответствия складывающейся и прогнозируемой динамики инфляции относительно целевого коридора, реализации рисков со стороны внутреннего спроса, роста импорта и ситуации в мировой экономике.

По данным Нацбанка, годовая инфляция в августе 2019 года сложилась на уровне 5,5%. При этом основной вклад в инфляцию продолжают вносить продовольственные товары, годовой рост цен на которые составил 9% (5,1% в декабре 2018 года). На фоне повышения внешнего спроса и снижения внутреннего предложения выросли цены на мясо, хлебобулочные изделия и крупы. Годовой рост цен по данным группам составил 12,8% и 12,6% соответственно.

Цены на непродовольственные товары демонстрируют умеренные темпы роста 5,7% в годовом выражении (6,4% в декабре 2018 года). Общий рост цен всей группы ограничивается снижением стоимости бензина (на 5,2% в годовом выражении) и стабильностью цен на дизельное топливо.

Динамика цен на платные услуги сохранилась на историческом минимуме 0,8% в годовом выражении (4,5% в декабре 2018 года). Наблюдается снижение инфляции нерегулируемых услуг, что связано с сокращением производственных затрат на фоне снижения коммунальных расходов и стоимости бензина.

Инфляционные ожидания населения в августе текущего года снизились.

— Годовая инфляция на среднесрочном горизонте будет формироваться в пределах целевого коридора. Тем не менее, в краткосрочной перспективе ожидается ее повышение в результате роста потребительского спроса, ускорения роста цен на отдельные продовольственные товары, а также исчерпания в первом квартале 2020 года эффекта от снижения тарифов на регулируемые услуги, что в совокупности создает риски для выхода инфляции за пределы верхней границы целевого коридора, — отметили в Нацбанке.

Расширяющийся внутренний спрос остается основным фактором инфляции. Рост реальных денежных доходов населения в январе-июне 2019 года составил 5,1%. Реальная заработная плата во втором квартале текущего года ускорилась до 8,9%. Рост показателя наблюдался во всех секторах экономики. Расширение потребительского спроса поддерживается увеличением бюджетных расходов на социальную поддержку, заработную плату и сохранением роста потребительского кредитования на 24,1% в годовом выражении в июле текущего года. Наблюдается рост оборота розничной торговли на 5,4% за январь-июль 2019 года. Потребительский импорт за 1 полугодие текущего года вырос на 4,8%. Основной вклад наблюдается в части импорта непродовольственных товаров, который повысился на 7,3%.

По оценке Нацбанка, в 2019 году экономический рост Казахстана составит 3,8%. В среднесрочной перспективе темпы роста экономики Казахстана немного замедлятся, но будут оставаться на относительно высоких значениях – 3,5% в 2020 году. В краткосрочной перспективе основными драйверами станут расширяющееся потребление домашних хозяйств и рост инвестиционной активности. Последующее замедление экономического роста прогнозируется в результате ослабления эффекта фискальных стимулов и снижения динамики чистого экспорта.

На фоне роста потребительского и инвестиционного спроса разрыв выпуска, т.е. разница между фактическим и потенциальным объемом ВВП, на прогнозном горизонте будет находиться в положительной зоне, сигнализируя о наличии проинфляционного давления в экономике.

По информации финрегулятора, факторы внешнего сектора будут оказывать негативное влияние на внутренние цены. Так, цены на нефть в текущем году снизились. С начала года средний уровень цен составил 65 долларов за баррель нефти марки BRENT (72 долларов за баррель нефти марки BRENT в 2018 году). В последние месяцы наблюдается усиление волатильности цен на нефть. Начиная с середины июля 2019 года, мировые цены на нефть стали падать ввиду слабого спроса и высоких объемов добычи в США, что в совокупности привело к росту мировых запасов нефти.

Индекс продовольственных цен ФАО с начала текущего года вырос на 5,1% в результате роста потребления и ожидаемого сокращения запасов отдельных видов продовольствия. В частности, с начала года существенно выросли мировые цены на мясо (11%) и хлебобулочные изделия (14%). Рост мировых цен на продовольствие не компенсируется в полной мере замедлением инфляции в странах – торговых партнерах Казахстана.

Внешние монетарные условия смягчились в результате снижения центральными банками своих ключевых ставок, изменения риторики в отношении будущей траектории ставок, а также мер по стимулированию экономики.

Внешними факторами повышения прогнозной траектории инфляции являются неразрешенные разногласия в торговой политике между ведущими экономиками мира и, как следствие, усиление торговых войн и замедление мировой экономики, что снижает спрос на казахстанский экспорт.

Как считают в Нацбанке, повышение базовой ставки «будет способствовать росту привлекательности тенговых активов и позволит снизить риск роста уровня инфляции через удорожание импорта».

Текущие денежно-кредитные условия оцениваются как нейтральные. Уровень базовой ставки в реальном выражении (с учетом ожидаемой инфляции до конца прогнозного горизонта) сохраняется в пределах целевых параметров 3,0-3,5%.

Дальнейшие решения Нацбанка по базовой ставке будут приниматься с учетом соответствия складывающейся и прогнозируемой динамики инфляции относительно целевого коридора 4-6% на 2019-2020 годы, динамики рисков со стороны внутренней экономики и ситуации на мировом рынке.

Очередное решение по базовой ставке будет объявлено 28 октября 2019 года в 15:00 по времени столицы. С начала 2019 года базовая ставка была на уровне 9%.

Повышение предельной ставки по несрочным вкладам

Вслед за повышением базовой ставки Казахсктанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) повысил максимальную рекомендуемую ставку по несрочным депозитам с 9,5% до 9,8%.

— Согласно новой Методике расчета предельных ставок вознаграждения, максимальная рекомендуемая ставка по несрочным депозитам зависит от базовой ставки, устанавливаемой Национальным банком. 9 сентября Нацбанк объявил о повышении базовой ставки с 9% до 9,25%, — пояснили в фонде.

Изменения вступают в силу сегодня, 10 сентября, но банки второго уровня вправе сохранить действующие ставки по депозитам на прежнем уровне или повысить их позже.
Решение Национального банка коснется и вновь привлекаемых срочных вкладов на три месяца.

Максимальные рекомендуемые ставки по срочным депозитам на срок от шести месяцев и по всем сберегательным вкладам не меняются, так как не зависят от движения базовой ставки. Следующее изменение предельных ставок по этим вкладам последует в сентябре–октябре.

30 июля КФГД объявил о переходе на новую методику расчета предельных ставок вознаграждения по сберегательным, срочным и несрочным вкладам.

Начиная с сентября, КФГД ежемесячно публикует таблицу максимальных рекомендуемых ставок вознаграждения по всем видам вкладов в тенге.

Теперь максимальные рекомендуемые ставки вознаграждения по несрочным зависят от базовой ставки, решение по которой принимает Национальный банк. Базовая ставка пересматривается два раза в квартал.

Изменения в запрет на вывоз лома и отходов черных и цветных металлов

Совместным приказом министра индустрии и инфраструктурного развития РК, первого заместителя премьер-министра — министра финансов РК и министра национальной экономики внесены изменения и дополнения в совместный приказ «О некоторых вопросах транспортировки лома и отходов черных и цветных металлов».

В обновленном приказе говорится, что введен запрет сроком на 2 года на вывоз с территории Республики Казахстан автотранспортом лома и отходов черных и цветных металлов, а также труб, рельсов, элементов железнодорожного полотна и подвижного состава, бывших в употреблении, за исключением:
отходов и лома легированной стали, в том числе коррозионностойкой и прочей стали;

Что касается бывших в употреблении элементов подвижного состава, ввозимых на территорию республики для ремонта и вывозимых обратно, а также вывозимых с территории РК для ремонта и ввозимых обратно, то по ним участники ВЭД за пять рабочих дней, но не позднее одного рабочего дня до предполагаемой даты перемещения товаров через государственную границу РК представляют в Комитет индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК договоры (контракты) на проведение ремонта элементов подвижного состава, декларацию на товары (при необходимости), а также акты выполненных работ в течение пяти рабочих дней после ввоза указанных товаров на территорию республики.

Представление документов сопровождается с указанием даты и наименования пункта пропуска на государственной границе Казахстана, через который планируется перемещение товаров.

Комитет индустриального развития и промышленной безопасности в течение трех рабочих дней с даты получения от участников внешнеэкономической деятельности документов уведомляет Комитет государственных доходов МФ РК об участниках внешнеэкономической деятельности, товаре, дате и пункте пропуска на государственной границе РК, через который планируется перемещение товаров.

Запрет на вывоз с территории РК лома и отходов черных и цветных металлов был введен в конце октября 2018 года.

Ужесточение наказания за преступления против личности

По информации Генпрокуратуры, подготовлен законопроект по ужесточению ответственности за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, организованную преступность, браконьерство, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей.

Итак, усиливается ответственность за совершение преступлений против половой неприкосновенности.

Изнасилование и совершение насильственных действий сексуального характера, даже без отягчающих обстоятельств, будут относиться к категории тяжких деяний.

ч.1 ст.120 УК – от 5 до 8 лет
ч.1 ст.121 УК – от 5 до 8 лет

Сейчас эти статьи предусматривают назание лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.

Ужесточается ответственность за все насильственные действия сексуального характера в отношении детей, появится отдельный квалифицирующий признак – «совершение преступления при выполнении служебных обязанностей», который предусматривает более строгую ответственность.

Совершение сексуального насилия в отношении малолетнего (до 14 лет) теперь будет предусматривать пожизненное или не менее 20 лет лишения свободы.

ч.2 ст.120,121 УК – от 9 до 12 лет
ч.3 ст.120,121 УК – от 12 до 15 лет
ч.3-2 ст.120, 121 УК – от 17 до 20 лет (новый состав – вводится ответственность за совершение в отношении 2 и более лиц, переносится из ч.3 «смерть по неосторожности»)
ч.4 ст.120, 121 УК – 20 лет или ПЛС

В статье 122 УК (Половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет) санкции не меняются. В ч.3 дополняется квалифицирующий признак «в отношении 2 и более лиц».
ч.3 ст.122 УК – 10 до 15 лет

В статье 124 (Развращение малолетних до 14 лет), дополняется новая часть 1-1 о развращении лиц, не достигших 16-летнего возраста.
ч.1-1 ст.124 УК – 2 до 5 лет

В действующем Уголовном кодексе: ч.2 ст.120,121 УК предусмотрено наказание — от 5 до 10 лет
ч.3 ст.120,121 УК – от 10 до 15 лет
ч.4 ст.120, 121 УК – от 17 до 20 лет

Вводится ответственность за укрывательство и фальсификацию доказательств по фактам совершения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также недонесение о тяжких фактах педофилии. Это будет тяжким преступлением с максимальным сроком наказания до 6 лет лишения свободы.

К примеру, уголовное наказание грозит сотрудникам и руководству специализированных детских учреждений, которые скрывают факты сексуального насилия над детьми в собственных стенах.

Такая же ответственность предусматривается и для родителей и опекунов ребенка.

В статьях 416 (фальсификация доказательств), 432 (укрывательство преступления), 434 УК (недонесение о преступлении) санкции не меняются.

Вводится ответственность по делам о преступлениях половой неприкосновенности несовершеннолетних.
ч.6 ст.416 УК – 5 до 7 лет (по любым фактам)
ст.432 УК – до 6 лет (по любым фактам)
ст.434 УК – до 6 лет (по тяжким)

В действующем УК ч.6 ст.416 УК — ограничение свободы на срок от 5 до 7 либо лишением свободы на тот же срок; ст.432 — штраф до 6 тысяч МРП либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок до 6 лет, либо лишением свободы на 6 лет; ст.434 — штраф до 6 тыс. МРП либо исправительные работы, либо ограничение свободы — до 6 лет, либо лишение свободы до 6 лет.

Браконьерство

По всем составам вводится обязательная конфискация орудий преступления, транспортных средств и имущества браконьеров.

Незаконная охота и незаконная рыбная ловля переводится из проступка в категорию преступлений средней тяжести.

То есть, даже за однократное браконьерство, которое не повлекло значительного ущерба и не пострадали краснокнижные животные, можно получить лишение свободы.
А сейчас максимальное наказание арест до 40 суток.

ч.1 ст.335 УК – до 3 лет
ч.1 ст.337 УК – до 3 лет

Усиливается ответственность:

— за систематическое браконьерство
ч.2 ст.335 УК – до 4 лет
ч.2 ст.337 УК – до 4 лет

Сейчас максимальное наказание арест до 50 суток.

— за незаконную охоту с причинением значительного ущерба — ч.3 ст.337 УК – до 5 лет

Сейчас максимальное наказание — ограничение свободы до двух лет, либо лишение свободы до двух лет.

— за добычу редких видов животных и рыб

ч.3 ст.335 УК – от 3 до 6 лет
ч.4 ст.337 УК – от 3 до 6 лет

Сейчас — максимальное наказание- ограничение свободы до двух лет, либо лишение свободы до двух лет.

— за совершение браконьерства в составе ОПГ

ч.4 ст.335 УК – от 6 до 10 лет
ч.5 ст.337 УК – от 6 до 10 лет

Сейчас – от 2 до 5 лет.

Отдельным составом предусмотрена ответственность за незаконную добычу и уничтожение сайгаков и оборот дериватов (голова, рога, копыта).

ч.2 ст. 339 УК (незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами) – от 3 до 5 лет (новый состав)

В действующем УК – максимальное наказание ограничение свободы до 3-х лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Вводится ответственность за применение насилия, а также посягательство на жизнь госинспектора по охране животного мира, наравне с ответственностью за такие же деяния в отношении сотрудника правоохранительного органа.

В ст. 380-1 УК (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного, специального государственного органа, военнослужащего) дополняется заголовок и диспозиция.

ч.1 ст.380-1 УК – от 10 до 15 лет
ч.2 ст.380-1 УК – от 15 до 20 лет

Вводится ст.380-2 (применение насилия в отношении государственного инспектора по охране животного мира, инспектора специализированной организации по охране животного мира)

ч.1 ст.380-2 УК – до 3 лет
ч.2 ст.380-2 УК – от 5 до 10 лет
ч.3 ст.380-2 УК – от 7 до 12 лет

Вводится ответственность за использование электронных информационных ресурсов для незаконного оборота наркотиков.

ч.3 ст.297 и ч.2 ст.299 дополняются квалифицирующим признаком «Посредством использования электронных информационных ресурсов»
ч.3 ст.297 УК (незаконный оборот наркотиков) – от 10 до 15 лет
ч.2 ст.299 УК (склонение к употреблению наркотиков) – от 3 до 8 лет

Также вводится отдельный состав по скотокрадству.

Вводится ст.188-1 УК. Наказание предусмотрено до 10 лет лишения свободы. Будет запрет на примирение в случае совершения скотокрадства с незаконным проникновением на частную территорию, в группе лиц по предварительному сговору, в крупном размере, неоднократно:
ч.2 ст.188-1 УК – от 3 до 7 лет,
ч.3 ст.188-1 УК – от 5 до 10 лет.

Кроме того, усиливается ответственность за совершение кражи, грабежа и разбоя, совершенные с проникновением в помещение, хранилище либо транспортное средство.

Такие преступления переводятся в разряд тяжких преступлений. Это исключает возможность примирения по таким видам преступлений.

Части 3 статей 188, 191, 192 УК дополняются квалифицирующим признаком «с незаконным проникновением в жилое, служебное или производственное помещение, хранилище или транспортное средство».

ч.3 ст.188 УК (кража) – от 2 до 7 лет
ч.3 ст.191 УК (грабеж) – от 5 до 10 лет
ч.3 ст.192 УК (разбой) – от 7 до 12 лет

Для усиления принципа «нулевой терпимости» вводится запрет на повторное примирение.

Предлагается запретить использование этого института (ст.68 УК) для лиц, ранее освобождавшихся от уголовной ответственности за примирением, в случае новых умышленных правонарушений.

Правила субсидирования авиатоплива для приоритетных маршрутов

Правительство РК своим постановлением от 10 сентября 2019 года утвердило Правила субсидирования авиационного топлива для приоритетных международных авиамаршрутов.

Субсидированию приоритетные международные авиамаршруты, осуществляемые на основании решений Правительства РК, не обеспечивающие уровень дохода, необходимый для эффективного функционирования авиамаршрута.

Субсидированию подлежат расходы на авиатопливо при наличии общей отрицательной разницы между доходом, полученным от перевозки пассажиров, грузов, почты и багажа, и суммой эксплуатационных расходов, формирующихся при авиаперевозке по новым приоритетным международным авиамаршрутам на один год, в пределах годовой суммы выделенных бюджетных субсидий по каждому авиамаршруту, не превышающей 10% стоимости расходов на авиатопливо.

Приоритетные международные авиамаршруты, предлагаемые к субсидированию из республиканского бюджета, в установленном законодательством порядке включаются в бюджетную заявку уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, представляемую в уполномоченный орган по бюджетному планированию при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

Бюджетные субсидии предоставляются в пределах сумм, определенных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Для получения бюджетных субсидий между администратором соответствующей бюджетной программы и авиакомпанией, имеющей действующее свидетельство на субсидируемый авиамаршрут, заключается договор бюджетного субсидирования авиатоплива для приоритетных международных авиамаршрутов.

После заключения договора авиакомпания ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный орган следующие документы, заверенные руководителем, главным бухгалтером:
— отчет по субсидируемым приоритетным международным авиамаршрутам авиакомпании;
— отчет по расходам авиатоплива по субсидируемым приоритетным международным авиамаршрутам.

Между авиакомпанией и уполномоченным органом в сфере гражданской авиации после принятия ежемесячного отчета по субсидируемым приоритетным международным авиамаршрутам составляется акт оказанных услуг.

Выплата бюджетных субсидий осуществляется ежемесячно в объемах выделенных средств согласно плану финансирования утвержденной бюджетной программы.

Выплата бюджетных субсидий за отчетный месяц осуществляется в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным.

Выплата бюджетных субсидий за последний календарный месяц года осуществляется на основе представленного не позднее 20 декабря предварительного акта оказанных услуг по субсидируемым авиамаршрутам, составленного по прогнозным данным, с последующим представлением отчета, составленного по фактическим данным в срок не позднее 20 числа следующего месяца.

По итогам финансового года авиакомпания и уполномоченный орган в сфере гражданской авиации проводят сверку взаиморасчетов с составлением актов сверки выполненных работ.

Авиакомпаниям, не выполнившим в процессе эксплуатации авиамаршрута условий договора, а также в случае отзыва свидетельства на авиамаршрут в соответствии с Правилами проведения конкурса на субсидируемые авиамаршруты и выдачи свидетельств на субсидируемые авиамаршруты для оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений выплата субсидий не производится.

Постановление вводится в действие с 1 января 2020 года.