В рамках 75-го Международного Венецианского кинофестиваля был показан казахстанский короткометражный фильм «Секс, страх и гамбургеры» Эльдара Шибанова. Исполнитель главной роли Чингиз Капин признался журналу Men’s health, что испытывает влечение к своей партнерше по картине Айсулу Азимбаевой. Вполне естественно, что в ленте присутствует и эротическая сцена, передает IaNews.kz.
Впрочем, продюсер картины Юлия Левицкая поясняет, что не стоит делать акцент на сценах в жанре ню. Фильм «Секс, страх и гамбургеры» в первую очередь рассказывает о взрослении мужчины в момент психологического кризиса, который усиливается внешними обстоятельствами. Физические же взаимоотношения с женщинами являются лишь частью его жизни, подчеркивает Левицкая.
Новость о появлении этого фильма на международном фестивале заставила задуматься: а какова вообще роль секса в отечественном кино?
А было ли насилие?
В мировом кинематографе к теме секса не стесняются обращаться самые маститые режиссеры. Каждый уважающий себя киноман слышал о скандальной картине «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи (1972) и знаменитой сцене с изнасилованием. По сюжету картины 40-летний мужчина встречается с юной девушкой. Причем рандеву происходят при условии, что главный герой ничего не рассказывает о себе… Фильм изобиловал пикантными сценами, а о том, что в картине появится изнасилование, режиссер просто умолчал накануне съемок. Поэтому участие в этом эпизоде стало для исполнительницы главной роли Марии Шнайдер полной неожиданностью. Мало того, ходили слухи, что анальный секс между героями произошел не только в рамках киношной истории, но и на самом деле. А для «смягчения эффекта», дескать, использовалось сливочное масло. Причем Мария Шнайдер не была об этом предупреждена, и все случилось прямо в кадре. На самом деле, конечно, половой акт был сымитирован, но тем не менее актриса была так оскорблена в лучших чувствах, что сыграла в этой скандальной сцене очень правдоподобно.
Несмотря на то что фильм был номинирован на «Оскар», Мария не хотела общаться ни с Бернардо Бертолуччи, ни с Марлоном Брандо, сыгравшим ее возлюбленного, и больше никогда… не ела сливочное масло.
Классикой стали эротические сцены в фильмах «Основной инстинкт» Пола Верховена и «Империя чувств» Нагисы Осимы. В числе последних пикантных лент можно назвать «Нимфоманку» одного из главных провокаторов мирового кино Ларса фон Триера. Еще задолго до выхода фильма на экраны его промоушн сопровождался трейлером с крупным планом вагины и афишей с фото актеров, имитирующих бурный оргазм. Но многие критики сочли, что агрессивная реклама, как это обычно бывает, оказалась более захватывающей, чем сама история.
Недавно в мировой прокат вышел фильм «Мектуб, моя любовь» Абделатифа Кешиша, где основное действие происходит на пляже Лазурного берега в 90-е годы. Фильм буквально насыщен эпизодами сексуального томления главных героев, которые в итоге выливаются в одну предельно натуралистическую сцену. Кстати, имя Абделатифа Кешиша оказалось на слуху у мировых критиков благодаря фильму «Жизнь Адель», где присутствуют откровенные сцены лесбийского содержания. В итоге эта картина получил главный приз Каннского кинофестиваля.
Секс в нашем кино во всем его многообразии
Ну а что же с казахстанским кино в жанре ню? Одним из первых, кто решился показать обществу «голую правду», был режиссер Дамир Манабай, снявший в 1989 году фильм «Суржекей – ангел смерти». Тогда режиссер рассказал, что наличие в его картине нескольких эротических сцен абсолютно обоснованно. Фильм повествует о голоде и коллективизации 1932 года, когда люди бежали от советской тоталитарной машины, понимая, что их жизнь может оборваться в любой момент. А ведь им было нужно насладиться каждым мгновением своей любви…
Весьма бурное возмущение в обществе вызвала комедия Дениса Куклина «Кайрат-чемпион. Девственник № 1», где в одном из эпизодов главный герой бежал по улице неглиже, пугая прохожих. Сцена бурного секса присутствовала и в фильме Жантемира Баймухамедова «Шу-Чу».
Но больше всего уятменов, конечно, возмутил фильм «Келин» Ермека Турсунова, вышедший на экраны в 2009 году. Действие ленты происходит в древние времена. Главная героиня как трофей передается трем мужчинам, связанным родственными узами. Фильм изобиловал откровенными сценами, но все они работали на замысел режиссера. Настоящий скандал в киносообществе вызвала сцена, в которой подросток заводит в сарай козу, а потом выходит оттуда, поправляя штаны. Буря в стакане воды не утихла даже тогда, когда фильм был выдвинут на получение премии «Оскар» от Казахстана, а высокую оценку ему дала сама Катрин Денев.
И вот последние несколько лет секса в казахстанском кино просто нет. По крайней мере такой вывод я сделала, когда поинтересовалась у нескольких своих знакомых журналистов, режиссеров и продюсеров, какая из эротических сцен в недавних отечественных фильмах им больше всего запомнилась. На этот простой вопрос не смог ответить никто. Объяснение данному факту дала известный казахстанский киновед Гульнара Абикеева.
Действительно, в казахстанском современном кинематографе фактически нет эротических сцен. Происходит это потому, что сейчас в основном снимается коммерческое кино и никто из авторов не хочет иметь проблемы с разрешением или запретом выхода картины в прокат. Все прекрасно помнят скандал с фильмом Ермека Турсунова «Келин» 2009 года, когда депутаты возмутились показом неподобающего образа невестки, даже не посмотрев фильм. Они говорили, что это нонсенс – быть женой сначала одного, а потом другого брата.
По словам Гульнары Абикеевой, эротики в современных картинах нет, а вот фильмов о любви достаточно. Можно вспомнить «100 минут о любви» Альмири Карпыкова или «Слепую любовь» Сиви Махмуди, вышедшие на экраны в прошлом году. Отдельной строкой в отечественном кинематографе проходят любовные комедии: «Жена – не стена», «Свадьба на троих», «Замуж в 30 лет», «Гламур для дур», сериал Нуртаса Адамбая про Келинку Сабину… В таких лентах не может быть эротики по законам жанра, поясняет Гульнара Абикеева.
Хорошо это или плохо, что в нашем кино не прижилось ню, решать зрителю. Но такова тенденция, к сожалению.