Под следствие вместе со своими бывшими подчиненными попал уволенный из системы Вооруженных сил Казахстана бывший министр обороны Казахстана генерал-полковник Сакен ЖАСУЗАКОВ. В открытом доступе фамилии всех фигурантов уголовного дела пока не называются, но “КАРАВАНУ” известно, что “под колпаком” оказался целый ряд высокопоставленных военных чинов, включая старших офицеров Главного управления вооружения, рассказывает IaNews.kz.
Напомню, Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ уволил Сакена Жасузакова с формулировкой “за ненадлежащее исполнение обязанностей и серьезные упущения в обеспечении безопасности на складах боеприпасов в Арыси”. Скрупулезные разбирательства по поводу взрывов в Арыси и гибели военнослужащих при ликвидации последствий ЧП обнажили еще одну злободневную тему – сохранность жизни наших солдат и офицеров.
В этой связи следователи заинтересовались, кто в минобороны и Генеральном штабе настаивал на покупке как минимум 30 устаревших бэтээров российского производства. И кто конкретно из должностных лиц в военном ведомстве Казахстана лоббировал интересы ВПК северного соседа.
По мнению военных ученых, это “перевооружение по старинке” может обернуться для людей в погонах новыми серьезными испытаниями, а для кого-то из нынешних солдат-срочников, сержантов-контрактников и младших офицеров уже в ближайшее время может обернуться трагедией.
“Для гибридных войн советский БТР непригоден…”
Тем, кто пока не в курсе, напомню, что БТР-80 и все его предшественники разрабатывались советскими конструкторами в 50-х годах прошлого столетия под концепцию тотальной войны, когда планировалось применять химическое, бактериологическое и ядерное оружие. Конфигурация корпуса, вооружение и тесное десантное отделение бэтээров, куда нас, тогдашних солдат и офицеров СА, обычно набивалось “под завязку”, так что дышать было нечем, – абсолютно все было подчинено двум стратегически важным задачам того времени: защите “живой силы” от оружия массового поражения (ОМП) и ведению крупномасштабных боевых действий.
“Пуля – дура, штык – молодец!” Это мы все хорошо помним. Но сейчас другое время, и нашим уважаемым генералам пора бы уже согласиться с выводами ученых из Академии военных наук Казахстана. За последние 30 лет характер боевых действий, технический прогресс, сама стратегия и психология современной войны кардинально изменились. Если даже бывший главком Сухопутными войсками России генерал-полковник Александр Постников открыто критиковал эти концептуально устаревшие образцы вооружения и техники (БТР), которые по своим параметрам “уже давно не годятся для использования в современных гибридных войнах”, то зачем Казахстану захламлять свои Вооруженные силы техникой прошлого века?
По сути, это тот же старенький советский БТР-80, только с другим боевым модулем, чуть усиленным двигателем и немного переделанной ходовой частью. Места для экипажа не отличаются ни удобством, ни тем более защищенностью
. Если механик-водитель будет ранен, то эвакуировать его будет очень и очень проблематично. А если, не дай бог, будет убит, то заменить его вообще никто не сможет. Тесно.
Не меньше вопросов у специалистов вызывает качество обзора в том бэтээре советского образца. Он вообще “мертвый”, особенно если механику-водителю смотреть назад. Десантный отсек примитивный, как и раньше. Энергопоглощающих кресел, которые давно уже являются практически неизменным атрибутом всех современных колесных боевых машин, нет. Защищенность слабая. Даже от воздействия взрывной волны, не говоря уже о современных ловушках, засадах и минной войне, когда даже сравнительно небольшой управляемый взрыв под днищем боевой машины может привести к неминуемой гибели всего экипажа и десанта.
Военные ученые предупреждают
В Академии военных наук, возглавляемой Абаем ТАСБУЛАТОВЫМ, вышел подробный отчет о научно-исследовательской работе по применению бронированной колесной техники в современной войне. В трактате – 273 страницы скрупулезного анализа ситуации и данных лабораторных исследований. Боевая техника, как требует военная наука и военное дело, разрабатывается под определенные задачи с учетом предполагаемого или вероятного противника, когда учитываются все технические достижения и возможности. И если сейчас в Вооруженных силах полно морально устаревших БМП и БТР, то военные ученые рассматривают и честно обозначают их главные недостатки, цитирую, “общая компоновка БТР не способствует эффективному применению личного состава в ходе внезапной встречи с противником или отражения удара из засады. Возможности бронированного корпуса, как показали лабораторные исследования, не позволяют защитить от попадания стальной пули калибра 7,62, а также подрыв под колесом или плоским днищем взрывного устройства, эквивалентного 8 кг тротила. Десант не имеет возможности быстро покинуть машину в случае необходимости, особенно в боевых условиях”.
По словам военных ученых, в настоящее время в зарубежном танкостроении наметилась четкая тенденция на повышение защищенности боевых машин.
Конструкторы безжалостно вычеркивают из списка любые второстепенные опции: тяжелое вооружение, авиатранспортабельность, положительная плавучесть – такие моменты чаще всего остаются без внимания. Главное – обеспечить надежную защиту боевой машины и личного состава в ней.
Потому, как считают ученые, необходимо в корне пересмотреть тактику и стратегию наших Вооруженных сил, в том числе требования к закупаемой технике и вооружениям. То, что было хорошо в век ядерного противостояния гигантских армий, абсолютно не подходит нам в век террористической, засадной и городской войны. Боевые действия сегодня – это не наступающая цепью пехота на широком поле в сопровождении бэтээров, а сражения с хитрым противником, минирующим дороги, использующим дроны и другие высокотехнологические достижения современности.
Почему же тогда из года в год мы по старинке покупаем морально устаревшие образцы военной техники и вооружений, когда при нашей огромной территории и малой численности населения необходимо сделать ставку на последние мировые разработки военной инженерной мысли.