29 октября исполняется 100 лет со дня создания самой массовой из общественных организаций СССР – ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, или комсомол — молодежная организация Коммунистической партии Советского Союза). Зачем она была нужна и в чем ее особенности? На эти вопросы отвечает ведущий эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК, кандидат политических наук Айман ЖУСУПОВА, передает IaNews.kz.
От романтизма до обязаловки
– Айман Сабитовна, через ВЛКСМ прошло огромное количество советских людей. Для одних эта организация стала трамплином к высотам карьерной лестницы, для других – местом, где можно найти единомышленников. Как сегодня, спустя 100 лет, воспринимается само понятие “комсомол”?
– Интересно, что сегодня, когда есть возможность переосмыслить все события минувших дней, тема комсомола, ВЛКСМ, до сих пор вызывает неоднозначные, противоречивые оценки. Весьма показательны результаты голосования в прямом эфире одной из российских программ, в ходе которой ставился вопрос: комсомол – это масса, из которой партия набирала нужные для себя кадры и использовала для своих целей или карьеризм, или энтузиазм, высокие идеалы, романтизм? Голоса телеаудитории разделились по этим оценкам поровну. По моему мнению, это, безусловно, отражает имеющуюся в наше время противоречивость, неоднозначность в восприятии комсомола.
– Что отличало комсомольцев первых лет?
– Первые десятилетия комсомол был направлен на ликвидацию неграмотности, ударные бригады, масштабные стройки, в годы войны в рядах Советской Армии сражались около 11 миллионов членов ВЛКСМ. После войны комсомольцы участвовали в восстановлении разрушенных городов, промышленности, с энтузиазмом эшелонами отправлялись на освоение целины. То есть роль ВЛКСМ была огромной.
Являясь проводником политики и идеологии партии в молодежной среде, союз одновременно выступал и как средство мобилизации на решение народнохозяйственных задач.
Вначале отбор в ВЛКСМ был очень строгим, для некоторых было едва ли не личной трагедией, если они не подготовились ко вступлению в ВЛКСМ должным образом. Однако со временем процедура отбора значительно упростилась.
– Как менялась и структура организации, и само ее содержание за годы до распада Советского Союза?
– В 1924 году комсомол получает имя Ленинского, а с 1926 года становится Всесоюзной организацией. В те годы численность союза составляла 700 тысяч человек. В 1941 году в СССР было более 10 миллионов комсомольцев. В 1969 году численность ВЛКСМ достигала 24 миллионов членов, а пик пришелся на 1984 год – 42 миллиона. В целом за 73 года существования через ряды ВЛКСМ прошло более 160 миллионов человек.
В начальный период создания Советского Союза доминирующая часть молодежи воспринимала комсомол как организацию, продвигающую все новое, все то, что позволит построить страну, в которой они мечтали жить.
Недаром ранний период комсомола исследователи называют романтизмом. Первые комсомольцы искренне верили, что они строят новый мир, там не существовало принудиловки, а был искренний энтузиазм.
В тот период союз был авангардом партии, характеризовался стремлением к чему-то новому, лучшему.
Тогда как ближе к 70-м годам ВЛКСМ стал формальной организацией, которую молодые люди больше воспринимали как обязаловку, то без чего невозможно было реализовать себя в рамках существовавшей системы.
В этот период союз представлял собой уже сложную бюрократическую систему.
Показательно: сами бывшие комсомольцы отмечают, что в отличие от старшего поколения молодежь 1970–1980-х годов уже почти не верила в приход коммунизма.
“Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!”
– К развалу Советского Союза комсомол стал совершенно другим. Вместо идеологических установок на первом месте оказались карьерные устремления, получение материальных благ. Какую роль в этом сыграли перестроечные годы и создание первых кооперативов?
– Молодежь в период перестройки являлась отражением состояния общества. И всего позитивного, и всего негативного. Кризис в этой среде проявлялся, пожалуй, еще более остро, чем в обществе в целом, проявлением чего, в частности, стали так называемые “неформалы”, многочисленные неформальные объединения.
С другой стороны, как наиболее восприимчивая ко всему новому, именно молодежь быстрее восприняла рыночные отношения, “зеленый свет”, которым давало принятие Закона “О кооперации в СССР” от 26 мая 1988 года. Бывшие комсомольцы освоились быстрее всех, на базе молодежных центров стали открывать видеосалоны, кафе, секции йоги, карате.
Подавляющее большинство бизнес- и политической элиты Казахстана, России и всех других постсоветских стран – бывшие комсомольские лидеры, активисты разного уровня.
Хорошо это или плохо? Многие оценивали это негативно, поскольку комсомол был на подхвате у компартии и как бы предал прежние идеи. Часть общества воспринимает это как объективный процесс – молодежь оказалась более мобильна, оперативна.
Объединяться нужно, но не формально
– Сегодня нет единой молодежной организации, да и вообще подобных структур. На ваш взгляд социолога, нуждается ли молодежь наших дней в них?
– Тут, наверное, необходимо исходить из того, какие позитивные функции выполнял комсомол, из-за чего отчасти многие и по сей день его вспоминают с теплотой. Во-первых, молодежь верила в то, что делает, то есть было действительное содержание, не только форма. ВЛКСМ был обращен к идеалам, в которые верили. Тогда как сегодня молодые люди, будучи весьма рациональны, умея четко расставлять приоритеты, по мнению многих экспертов, думают только о хлебе насущном. То есть фиксируется некий перекос, когда во главе угла стоят исключительно меркантильные интересы. Может быть, это своего рода маятник, и время все уравновесит.
Да, на мой взгляд, молодежь нуждается в объединениях. Главное, чтобы они были не на бумаге, формализованными, а действенными и шли от жизни.
Положительным опытом, который стоило бы перенять современным молодежным организациям из истории комсомола, является то, какие возможности она предоставляла для социализации. Особо следует выделить научно-техническое творчество в форме центров научно-технического творчества молодежи, а также такое направление, как движение “Молодежные жилые комплексы” (МЖК), основанное на долевом строительстве и участии самих членов молодежных кооперативов в строительстве. Само МЖК возникло из движения ССО (студенческие строительные отряды). Этот опыт и сегодня актуален и может быть востребован.
Комсомол объединял молодежь, направляя ее энергию на решение практических задач, развивал организаторские способности, формировал лидерские качества, был своего рода школой общения. И, безусловно, вырабатывал чувство ответственности за судьбу своей страны.
– А какая она вообще, молодежь, сегодня? Что ее волнует, заботит?
– Судя по последним социологическим исследованиям, современная молодежь аполитична, развивается в своем, достаточно узкосоциальном мире, что, с одной стороны, может быть объяснено объективными факторами. При этом данная характеристика свойственна молодежи во всем мире, не только на постсоветском пространстве.
Спецификой ее является четкая ориентация на выгоду, рационализм, что по сути палка о двух концах.
Нельзя не отметить, что в Казахстане молодежь является очень фрагментированной, и то, что является ценностью для одной группы, другой – всерьез не воспринимается. Это, безусловно, не очень хороший тренд. К чему это в итоге может привести? К расколу в плане ценностей в обществе, росту противоречий, конфликтных ситуаций.
Чрезмерный морализм и, с другой стороны, распущенность здесь, по сути, выступают сторонами одной медали – попыткой найти ценностные ориентиры при их вакууме в современной молодежной среде.