На заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина одобрены законопроекты о статусе педагога и внесении поправок в законодательство по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя, передает IaNews.kz со ссылкой на primeministerkz.
Рабочая группа проанализировала более 18 тысяч предложений педагогической общественности. При разработке законопроектов учтен международный опыт регулирования педагогической деятельности.
Как сообщил министр образования и науки А. Аймагамбетов, проект закона «О статусе педагога» состоит из 19 статей, включающих меры материального и нематериального стимулирования труда педагогов.
— Основными материальными стимулами стали доплаты в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, доплаты за педагогическое мастерство, увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней, доплаты за степень магистра, наставничество и другие меры, — сказал А. Аймагамбетов.
Нематериальными стимулами стали сокращение нагрузки учителей, гарантия защиты чести и достоинства, первоочередный порядок предоставления мест в детские сады, новый вид государственной награды «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы».
По словам министра образования и науки, также расширены профессиональные права педагога в части разработки и применения авторских методов обучения и воспитания, выбора учебных пособий, бесплатного использования информационными ресурсами, выбора форм повышения квалификаций и прохождения стажировок.
— Отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога путем установления запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок. За привлечение к несвойственным функциям и к излишней отчетности предусмотрен штраф от 20 до 120 МРП в зависимости от субъекта правонарушения, — отметил А. Аймагамбетов.
Стоит отметить, что повышение статуса педагога предполагает и усиление требований к его деятельности. Помимо имеющихся ограничений, вводится запрет на занятие педагогической деятельностью лиц с ограниченной дееспособностью, состоящих на наблюдении с психическими и поведенческими расстройствами.
Также разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя», которым вносятся изменения и дополнения в 3 кодекса и 15 законов.
Как отметил министр образования и науки, законопроектом предусматривается введение некоммерческих организаций по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальная реабилитация лиц, прибывших из зон террористической активности, а также лиц, находившихся под влиянием экстремистской религиозной идеологии и др.
— Ожидается, что отмеченные нормы законов позволят увеличить вдвое доплаты за классное руководство 173 тыс. педагогов, а за проверку тетрадей – 165 тыс. учителей. Более 212 тыс. работников получат доплаты за квалификационные категории в размере от 30 до 50% от оклада, 7 тыс. работников получат доплату за степень магистра в размере 10 МРП (25 250 тенге), 18 тыс. работников – доплату за наставничество в размере 1 базового должностного оклада (17 697 тенге), — сообщил А. Аймагамбетов.
Дополнительно 14 дней отпуска получат свыше 100 тыс. человек.
Также на заседании Правительства выступила педагог из Никольской средней школы Акмолинской области Нескен Куттыбаева, которая отметила важность данного законопроекта, подчеркнув, что в новом законе большой акцент сделан на обеспечение чести и достоинства учителя.
— Впервые в законе четко обозначено, что учитель должен заниматься воспитанием и обучением детей. Радуют нормы по сокращению нагрузки на педагогов, исключение отчетов в лишние инстанции. Впервые наставничество выделено как отдельное направление в развитии учителей. Очень надеемся, что принятие закона привлечет в нашу профессию молодые и талантливые кадры, в которых так нуждаются школы, — сказала Н. Куттыбаева.
Также в ходе рассмотрения вопроса заслушаны акимы Алматинской области А. Баталов и г. Нур-Султан А. Кульгинов.
В свою очередь, заместитель Премьер-Министра РК Б. Сапарбаев отметил, что необходимо уделить большое внимание разъяснительной работе по нормам нового закона, который направлен на создание условий для повышения конкурентоспособности учителей.