Приезжая в Павлодар, большинство его гостей могут сказать, что город очень красивый. Его старая часть, набережная, мечети, собор – все это достопримечательности населенного пункта. Но не все жители города замечают эту красоту. И виной тому их собственная жизненная ситуация, которая далеко не жизнерадостная, передает IaNews.kz.
Один из самых живописных районов Павлодара, где можно снимать фильмы о тяжелой жизни людей, это так называемый в народе «Алюминстрой». Несколько десятков щитосборных двухэтажек, построенных 50 лет назад, расположены практически в центре города.
Людям здесь приходится жить по-настоящему в адских условиях. Контингент здесь разный: любящие выпить и простые работяги. Но проблемы у всех общие.
Несколько лет назад, еще во время руководства Павлодарской областью теперь уже осужденным Ерланом Арыном, было принято решение снести все двухэтажки, которые изначально возводились, как временное жилье. Название новый микрорайон получил «Достык».
У людей стали изымать их квартиры под снос, при условии в дальнейшем выдать новое жилье. Процесс строительства до сих пор ведется. Новые высотки вырастают каждый год, и у людей появилась надежда на лучшее будущее.
Сегодня неснесенными остались с десяток двухэтажек. Некоторые жители стали отказываться от новых квартир, и процесс сноса немного застыл.
Встречи с жителями чиновники проводят регулярно. Чтобы снести одну 8-квартирную двухэтажку необходимо согласие всех. В противном случае дом вынуждены будут оставить.
Вот и ведется борьба некоторых активистов с акиматом, другие воюют со своими же соседями. К чему это приведет, пока неясно, но надежда на то, что «Алюминстроя» больше не будет, есть.
У кого нет надежды на спокойное будущее, так это у жителей Второго Павлодара. Микрорайон состоит в основном из частного сектора и расположен на окраине города. Живут здесь и люди среднего достатка, и те, у кого денег хватает на неделю после зарплаты.
«Весной про туалет можно будет опять забыть, даже не откачивать. В погребе совсем немного остается доверху, и вода стоит до самых заморозков. Года три уже такая проблема. Огороды мы не садим, раньше мы садили, а последние три года мы вообще не садим.
На восстановление куча денег уходит. Мы все в кредитах. Полы мы поменяли года 4 назад, сейчас они уже все скрипят, наступаешь, они прогибаются. Решение проблемы видим только в сносе. Каждый год мы вкладываем деньги, деньги», — говорит жительница улицы Муялдинской Марина Деренько.
Топит улицы Таллинская, Украинская, Муялдинская, Сахалинская, Днепропетровская, Алтайская. Кого-то в большей степени, кого-то в меньшей, но проблема общая. Помощь получают, но толку от нее пока нет.
«У меня под полом все сгнило. Дом усадку дал уже где-то на полметра. Прошлым летом нам выделяли «Нур Отан» песок, нам КамАЗ на двоих дали, мы подсыпали, но сейчас этого уже и не видно.
Это и на здоровье влияет. Тут уже грибки появляются, такие маковые в форме цветочков. Запах от них древесно-гнилой. Как жара сильная, грибок уходит, но как чуть сырость, вновь появляется», — рассказывает жительница улицы Муялдинской Надежда Петрова.
Продать свои дома жители не могут, о проблеме подтопления знают все в городе. Признаются, согласиться купить могут, разве что приезжие из аулов. Да и выручить много за такие дома и участки вряд ли получится. Объявлений о продаже частного дома в этом районе практически нет.
Жители высказывают мнение, что на месте их домов вполне можно было бы построить многоэтажки. Снести их ветхое жилье и выдать квартиры. Большинство на это согласилось бы.
Пока же чиновники пытаются бороться с проблемой. Пробурили 4 скважины, не так давно новый аким Павлодара Ануар Кумпекеев рассказал, что в 2019 году будет сделано еще 4 таких же. Однако люди уже не верят в разрешение их проблемы.
К слову, схожая проблема с подтоплением и в районе Зеленстрой. Люди, пусть и в меньшей степени, но также страдают от грунтовых вод. С их проблемой в 2019 году собираются бороться при помощи создания пруда-накопителя за 200 миллионов тенге, который вырыть планируют на территории парка Металлургов. Спасти это должно и от заболачивания почвы, из-за которого погибают деревья.