К собкору Ratel.kz обратились жильцы домов, расположенных в микрорайоне, куда этим летом переехал Центр оптовой торговли (ЦОТ). С этого момента жить людям приходится под сопровождение звуков, льющихся из нескольких громкоговорителей. Повторяющаяся в течение дня реклама товаров и услуг вперемежку с музыкой стала сильнейшим раздражителем для жильцов, сообщает iaNews.kz.
Один из инициаторов жалобы, под которой подписались десятки человек – Сергей ЛЯДОВ. По его словам, каждое утро просыпаться под звук громкоговорителя – испытание не для слабонервных. Да и днем слушать этот гвалт – удовольствие сомнительное.
— Я живу в 100 метрах от рынка, а представьте, что испытывают жильцы пятиэтажки, которая в 10 метрах, — сказал Лядов. — В том доме женщина умирала от онкозаболевания. Она очень страдала от шума, муж ее возмущался. Люди ходили и просили сделать потише. Они делали на какое-то время, а потом опять возвращали громкость.
Жильцы обращались к руководству рынка, в само рекламное агентство «Маркет- радио» (директор Ольга ЦЕЛЫХ), полицию, размещали гневные посты в социальных сетях. Направили жалобу в прокуратуру и ряд других инстанций.
— Месяц после этого аудиорекламы было практически не слышно, а затем все началось снова, — сказал Лядов. — Руководитель «Маркет-радио» так и заявила: работали, работаем и будем работать.
В полиции пояснили, что административная ответственность предусмотрена только за нарушение тишины в ночное время с 22 до 9 часов в будние дни и с 23 до 10 часов – в праздничные и выходные. Из департамента санитарно-эпидемиологического контроля прислали такой ответ: «В ходе мониторинга уровней шума на территориях, прилегающих к жилым зданиям улиц Астана, 74 и Заводская, 18, превышений предельно допустимых уровней шума не зарегистрировано». В отделе предпринимательства городского акимата сообщили, что провели беседу с руководством ЦОТа и уровень звука понижен.
— Громкоговоритель принадлежит не нам, мы сдаем в аренду «Маркет Радио», — сказал директор ЦОТа Александр ФОМИН. – У них был определенный сбой в системе, какое- то время достаточно громко. Но потом все уладили. Эксперты установили, что превышения допустимых пределов нет.
Все понимают, что сейчас на объекты бизнеса с внезапными проверками не приходят, и к визиту проверяющих можно подготовиться. Но даже не в этом дело. Допустимые уровни шума – вовсе не гарантия здоровой атмосферы, даже не оглушающий, но постоянный монотонный звук может приводить человека в сильное раздражение. Он лезет в уши, мешает думать, читать, общаться
Да, сейчас режим работы громкоговорителей немного изменили, ограничив время с 10 до 17 часов с интервалами тишины, а именно: три минуты рекламы и шесть минут тишины. Да, стало тише, но, по словам горожан, кардинально ситуация не менялась. Раздражитель остался, и они не приложат ума, что делать теперь, когда все способы найти защиту от шума в госорганах исчерпаны, а отстоять право на нормальные условия жизни не получилось. Продавать жилье? Переезжать в другой микрорайон? Но ведь и там ситуация может повториться.
Юристы говорят, работа таких точек аудиорекламы, действительно, никак не регламентирована. Ни законом о рекламе, ни предпринимательским кодексом. Нет эффективного регулирования, процедур измерения уровня шума, так как реклама может быть включена или выключена, ее громкость на время может быть изменена по усмотрению рекламодателя. Законодатель почему-то решил, что отдыхать, находится в тишине люди вправе только ночью. Но ведь некоторые ночью работают, а спать имеют возможность только днем. Отсутствие полноценного отдыха чревато продолжительным стрессом и болезнями.
Горожане считают, что звуковую рекламу, которую называют бизнесом на чужих нервах, вообще необходимо запретить!
— Во-первых, людям нужна здоровая среда обитания, — отметил Лядов. — Вот курение запретили же в общественных местах. А чем громкие звуки отличаются? Во-вторых, мне, как бизнесмену, извините, вообще непонятна актуальность и эффективность такого вида рекламы. На мой взгляд, это все прошлый век…
Такого же мнения придерживаются многие предприниматели. Но, как говорится, спрос рождает предложение. Тем временем в России уже внесли изменения в Закон «О рекламе», запретив распространение звуковой рекламы с использованием технического оборудования, монтируемого на стенах и крышах зданий вблизи жилых районов. Одна из причин — необходимость исключить негативное влияние на жизнь людей.
Инициативная группа горожан составила письмо, надеясь, что на проблему обратят внимание депутаты всех уровней.
«В правилах благоустройства территорий городов и населенных пунктов СКО, утвержденных решением облмаслихата в 2017 году, нет никакой регламентации техногенных шумов, — указано в обращении. — Также и в Законе РК «О рекламе» нет требований к допустимому уровню звука видео- аудиорекламы. Это упущение законодательства! Убедительно просим помочь восстановить наше конституционное право на отдых, здоровье, нормальные условия жизни, вообще ЗАПРЕТИВ рекламу и музыку посредством громкоговорителей. Просим инициировать внесение требований к техногенным шумам (в том числе звуковым рекламам) как в Правила благоустройства территории городов и населенных пунктов СКО, так и закон РК «О рекламе».