Золото Колчака просто обязано было быть в Петропавловске, здесь обязательно должен был быть самый большой клад в истории, хотя бы потому что другим городам, претендующим на сокровища Российской Империи и без этого достаточно кладов, тайн, легенд… А наш Петропавловск город небольшой, достаточно молодой. И вот — такой шанс: ровно сто лет назад через Северный Казахстан ехал поезд с 560 тоннами золота. 20 вагонов с ящиками в которых золотые и серебряные слитки, монеты, церковные драгоценности… IaNews.kz утверждает, что этот поезд в Петропавловске останавливался…
Вообще-то верить в колчаковский клад в нашей области это почти религия. Кого ни спроси — все что-нибудь да слышали. А старожилы деревень помнят рассказы бабушек о том, что сам Колчак бывал, например, в деревне Покровка или на Имантау, или в Долматово. В общем, он бывал везде: рыскал в поисках пригодного для клада места. Все таки в его распоряжении был золотой запас Российской империи, почти 600 тонн золота, не считая серебра, драгоценностей, церковных регалий, вывезенных из Москвы и Петербурга.
Сегодня я у вас эту легенду отниму.
Именно сегодня, потому что поводов на ближайшие дни — хоть отбавляй: 16 ноября у Колчака день рождения, 18 ноября (1918 года, ровно сто лет назад) Колчак стал Верховным правителем. А уже 22-23 ноября «золотой поезд» под охраной чешского легиона делал остановку на станции Петропавловск прежде чем попасть в Омск, где в этот момент его ждал Александр Васильевич в своей наивысшей должности. Кстати в день рождения Колчака, правда уже через год — в 1919-м, армия Тухачевского выбила белогвардейцев из Омска. Так что ноябрь для Адмирала был очень странным месяцем. А счастье и вершина карьеры были очень короткими.
Колчак в должности Верховного Правителя, конец ноября 1918 года. Омск.
Но нас интересует золото. Если говорить о нем в двух словах — то, комиссии, работавшие еще в советское время — в 20-е годы — определили местонахождение всего золота с точностью до нескольких тонн. Но поскольку все связанные с этим документы были обнародованы и опубликованы лишь недавно — множество легенд ходило и ходит по всем городам и селам, где ступала нога белогвардейцев.
В Петропавловске пригодными для клада местом людская молва сделала, например, старую водонапорную башню на улице Брусиловского и Пятый лог в 20 микрорайоне, где массово расстреливали людей — сначала в 1918, когда город стал «красным», затем, когда через несколько месяцев он стал «белым», через год — опять пришли красные и снова расстреливали там. А когда расстреливали в городе, то трупы на подводах свозили в Пятый лог — и это было подозрительным, потому что легче было выкопать могилы где-нибудь поближе, а то и просто скинуть с обрыва реки Ишим. О том, что множество массовое захоронение на берегу реки — это риск страшной эпидемий — в те времена еще не думали. Из этого в свое время и родилась легенда о том, что на подводах в Пятый лог везут не только трупы.
- Петропавловск. Пятый лог.
Но слухи о том, что клад закопали где-то у нас обрываются так и не начавшись: на самом деле абсолютно все, что полковник Каппель захватил в Казани доехало в конце ноября 1918 года до Омска в целости, о чем есть историческая справка государственного банка. Сам Адмирал, хоть и распоряжался золотым запасом, но потратил его не на себя, а на то, чтобы купить вооружение и оплатить услуги чешских легионеров. И после этого поезд с золотом проследовал назад через Петропавловск лишь тогда, когда Адмирала Колчака расстреляли неподалеку от Иркутска, а чешские легионеры, под охраной которых это золото добиралось до Омска, выдали все, что успели наворовать в обмен на беспрепятственный выезд на родину.
Кроме того, в дни, когда Колчак приезжал в Петропавловск (всего лишь дважды за год своего правления), и оба раза в те дни, когда к городу подступила армия Тухачевского — в конце октября 1919 года — никакого золота и ящиков он с собой не возил: оно постоянно хранилось в Омске и двинулось на восток 14 ноября 1919 года. Мало того, сам адмирал Колчак никогда не ездил в деревни на юге нашей области: он не только не мог, не имел права быть хотя бы немного в стороне он своего поезда, в котором у него был штабной вагон, от телеграфной связи и постоянных новостей. По деревням ездили белогвардейские отряды под командованием офицеров низшего ранга: всего навсего пытались обезопасить себя от ударов с тыла, потому и убивали всех, кого подозревали в сочувствии к красным.
О жизни адмирала в Омске известно почти все: например вот дом, в котором он там жил. Я нередко хожу мимо и постоянно пытаюсь себе представить, как в этом здании постоянно толпились офицеры, советники, адьютанты… Хруст французской булки здесь, как мне кажется, не раздавался — не то время было.
А вот и он сам на архивной съемке 19 ноября 1918 года за день до своего назначения Верховным правителем.
Петропавловский период куда скромнее: в конце октября Колчак осматривал укрепления на берегу Ишима, в частности пулеметные отряды на берегу Ишима рядом с валом крепости, а затем сразу же уехал. А в начале ноября неудачно руководил оборонительной операцией и уехал за день до окончательной сдачи города.
Единственные крупицы того самого золотого запаса могут быть лишь следствием того, что чешские легионеры, служившие Колчаку, расплачивались в магазинах или на базаре мелкими серебряными и медными монетами из своего жалованья. А уж после их ухода такие монеты могли спрятать наши Петропавловские купцы, отступавшие на восток в надежде скоро вернуться.
Вот и все, конец легенде о кладе. И с этим уже ничего не поделаешь — нет в Северном Казахстане никакого клада Колчака.
Но лишая вас одной легенды, я непременно дам вам другую. Хотя бы потому что наш небольшой город не слишком кричит о том, какие важные события происходили в нем или около него ну, например, около 100 лет назад.
Продолжение следует.