Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) подготовлен доклад «Казахстан ищет пути диверсификации экспорта нефти – есть ли альтернатива КТК».
Обстановка, сложившаяся вокруг Каспийского трубопроводного консорциума, объясняет своевременность постановки данного вопроса. Напомним, Росприроднадзором наложен штраф в 5,3 млрд руб. за экологический ущерб (по мнению компании, недоказанный). Есть иск Ространснадзора и неоднозначное постановление суда об остановке на месяц работы морского терминала КТК, замененное по апелляции на штраф в 200 тыс. рублей.
Сегодняшние реалии таковы, что потенциал наращивания экспорта казахстанской нефти за счёт увеличения транзита по территории России до портов на Балтике, железнодорожной доставки в Китай по железной дороге, увеличения объёмов транскаспийских танкерных перевозок весьма низок: им не под силу восполнить по объемам потерю КТК, к тому же возникают ценовые и инфраструктурные ограничения.
Специалисты не видят для Казахстана никаких реальных альтернатив Каспийскому трубопроводному консорциуму – ни в краткосрочной, ни даже в среднесрочной перспективе.