Массивные каменные фигуры, словно высматривающие что-то со склонов холмов острова Пасхи, символизируют загадочных людей, когда-то благоденствовавших в данной точке Тихого океана. Очередные генетические исследования лишь подчёркивают таинственность, которой окутано их прежнее существование, передаёт iaNews.kz со ссылкой на Reuters.
Как заявили в четверг учёные, анализ ДНК древних скелетных останков исключил вероятность того, что население острова Пасхи смешалось с выходцами из Южной Америки до прибытия на остров европейцев в 1722 году.
Генетическое исследование, проведённое в 2014 году, выявило взаимосвязь между обитателями Рапа-Нуи (местное название острова) и коренными жителями Южной Америки, согласно данной версии, имевшую место приблизительно между 1300-м и 1500-м годами. В результате же нового анализа останков троих рапануйцев, живших в XV-XVI веках и двоих, принадлежащих веку XIX, не найдено ничего, что свидетельствовало бы о такого рода смешении.
Проведённые работы с большой долей вероятности подчёркивают изоляцию этих людей, живших на форпосте около 2300 миль (3700 км.) западнее Южной Америки и 1100 миль (1770 км.) от ближайшего острова.
«Наше исследование отрицает возможность обычного сценария обмена населением и миграции между Рапа-Нуи и Америкой, как предполагали многие археологи, историки, генетики, а тем более авантюристы. Хотя мы и были удивлены тем, что не обнаружили какой-либо коренной американской примеси в данном случае».
(Кэт Джармен, археолог, Бристольский университет)
Результаты исследования, опубликованные в “Current Biology”, подтверждают растущее количество доказательств того, что остров Пасхи был заселён полинезийцами, пересекшими открытый океан.
Народ Рапа-Нуи сформировал уникальную культуру (расцвет которой начался в XIII веке), наиболее известную по 900 монументальным каменным статуям, именуемым Моаи.
Впрочем, вероятность каких-либо культурных контактов между островом Пасхи и Южной Америкой полностью не исключается. Однако, по мнению учёных, если они имели место, то были нечастыми, не оставив заметного генетического следа.
«Скажем, наличие сладкого картофеля в Полинезии свидетельствует в пользу некоего культурного обмена между Америкой и Полинезией,- до влияния европейской колонизации. Многие исследователи предполагают, что Рапа-Нуи является здесь наилучшей точкой соприкосновения благодаря близости Южной Америке, но подобный обмен, если бы он тогда случился, мог начаться и на других островах».
(Ларс Фейрен-Шмитц, антрополог Калифорнийского университета в Санта-Крузе).