Бензин марки АИ-92 на автозаправочных станциях в Казахстане подорожал за январь-апрель 2017 года на 9,5%. Это гораздо больше, чем в России. Там топливо за аналогичный период подорожало только на 2,7%, передает iaNews.kz
При росте цен в 9,5% бензин в Казахстана подорожал быстрее инфляции. По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, за первые четыре месяца этого года она составила 2,7%. Между тем «Ведомости» подсчитали, что отпускная стоимость бензина марки АИ-92 на конец апреля выросла на 2,6%. При этом Росстат констатировал, что на тот же период инфляции составил 1,3%. Почему же такая разница в динамике у двух стран — партнеров по ЕАЭС?
Причина как раз в общем топливном рынке и отсутствии таможенных границ внутри Евразийского союза, считает экономист Петр Своик. То есть цены на казахстанский бензин стремятся к уровню российских и для того, чтобы его достичь, стоимость отечественного бензина должна увеличиваться быстрее. Судя по всему, как раз это и происходит, добавил эксперт. Что касается инфляции в РК, превосходящей российскую, то для Казахстана это«фирменное состояние», считает Своик.
«Когда человек болен и постоянно живет с температурой 39 градусов, то уже ее не замечает. Но она повышенная, и при такой температуре трудно жить нормальной жизнью невозможно. Так и мы живем в Казахстане с повышенной инфляцией», — заметил он.
Казахстан не может на сто процентов обеспечить себя ни фондированием, ни товарами. Все это приходит в страну из-за рубежа, и это подталкивает инфляцию вверх. Россия тоже живет за счет иностранных внешних заимствований и импорта, но ее экономика немного сувереннее, заметил Петр Своик.
«Россия, кроме того, доминирует на нашем потребительском рынке. Казахстан экспортирует в Россию в несколько раз меньше, чем Россия импортирует свои товары к нам», — пояснил он.
По мнению экономиста Алмаса Чукина, нынешняя ситуация с бензином объясняется тем, что после того, как министерство энергетики отпустило цены на бензин, ценовая пружина разжалась быстрее, чем в России, где они были ближе к рыночным. Это во-первых. А во-вторых, Россия является нетто-импортером топлива, так как мощности тамошних нефтеперерабатывающих превышаю внутреннюю потребность населения в ГСМ. В то же время Казахстан импортирует почти 40% разных видов топлива, а АИ-95 и АИ-98 завозит на 60%, продолжил эксперт. Понятно, что топливная импортная зависимость также влияет на уровень цен на бензин в Казахстане.
«И еще важно учитывать, что стоимость бензина у нас только на 50% зависит от цен на нефть и на другие 50% от стоимости акцизов. А уровень налогов меняется не так быстро, как стоимость углеводородного сырья. Но об этом не вспоминают, когда, ориентируясь на снижение стоимости нефти, возмущаются тем, на аналогичную величину не снизилась стоимость бензина», — сказал Алмас Чукин.