Главная > Регионы > Кызылординская область > Больше всего жалом в Кызылорде поступает на недостатки в сфере торговли

Больше всего жалом в Кызылорде поступает на недостатки в сфере торговли

В 2021 году кызылординские правозащитники рассмотрели 560 обращений от потребителей. Об этом в ходе брифинга в региональной Службе коммуникаций сообщил руководитель департамента по защите прав потребителей Кызылординской области Еркасым Сулейменов, сообщает iaNews.kz.

Большая часть обращений касается недостатков в розничной торговле, далее следуют жалобы относительно качества обслуживания в коммунальной сфере, сервисах быта, общественном транспорте, финансовых и медицинских услуг и интернет-торговли. Из общего количества жалоб положительно решены 452, в результате чего потребителям возвращено порядка 2,3 миллиона тенге.

– Ни одну жалобу мы без внимания не оставляем. Даже те жалобы, которые перенаправляем в другие государственные органы, мы отслеживаем, каким образом подошли к их разрешению. Основными вопросами обращений потребителей в сфере розничной торговли являются отказ в возврате товара в течение положенных 14 календарных дней, в обмене или возврате товара ненадлежащего качества. Также это введение в заблуждение по комплектации товара, некорректное поведение продавцов, непредставление документов, подтверждающих факт приобретения товара. Что касается услуг ЖКХ — это некачественное тепло-, энергоснабжение, необоснованность начисления платы за коммунальные услуги, жалобы по вывозу мусора, ненадлежащее качество услуг по реставрации мебели и химчистке и так далее, — разъяснил руководитель департамента.

Спикер напомнил, что с января 2021 года казахстанцы могут подавать обращение о нарушении потребительских прав через Единую информационную систему защиты прав потребителей. Вход в систему осуществляется на сайте www.e-tutynushy.kz с помощью мобильного телефона или компьютера. Примечательно, что эта платформа имеет мобильную версию, что позволяет потребителю отправить жалобу на качество товара или услуги оперативно, сразу после выявления нарушения.

При этом система является единым окном подачи обращений и контроля над их рассмотрением. Такой подход максимально упрощает для пользователя процедуру общения с госорганами и бизнесом. Цифровая система автоматически распознает, какому учреждению нужно отправить эту жалобу. У потребителя высветится адресат того, кто будет изучать обращение, и где впоследствии можно будет получить результат рассмотрения. Но самое важное, жалобу будет видеть предприниматель. И он сможет в течение 10 дней самостоятельно решить проблему, то есть удовлетворить законные требования потребителя. Поскольку, если этого не произойдет, к процессу будут автоматически подключаться государственные органы. А это уже повлечет, в числе прочего, штрафные санкции для бизнеса. Каждому субъекту торговли присвоен уникальный идентификатор, который в виде QR-кода будет размещаться на видном месте в торговых точках. Например, на входной двери магазина или в месте реализации товара. Если покупатель посчитает, что его права нарушены, он, просканировав QR-код, войдет в систему, и у него появится возможность направить жалобу в адрес продавца, общественного объединения потребителей, государственного органа. Для удобства граждан в системе размещен ряд типовых форм жалоб в зависимости от предмета спора и сферы услуг, перечни и контакты «защитников» и субъектов, рассматривающих споры.

Департаментом регулярно ведется разъяснительная работа среди предпринимателей, и проводятся мероприятия по повышению потребительской грамотности населения. В 2021 году опубликован ряд статей в средствах массовой информации областного, городского и районного уровней. В рамках празднования Всемирного дня защиты прав потребителей проводились выступления на областном телевидении. Кроме статьи есть видеоролики, посвященные правам потребителей, размещенные в социальных сетях департамента – Facebook и Instagram.