Главная > Новости > В мире > Деревня для двоих: как казахская семья живет в одиночестве в российском ауле

Деревня для двоих: как казахская семья живет в одиночестве в российском ауле

Деревню Маметкино в Новосибирской области с трудом можно найти на карте, но об этом небольшом селе недавно узнали тысячи людей в интернете. На остановке заброшенной деревушки долгие шесть месяцев ждал своего хозяина преданный пес, которого бросили на произвол судьбы. Спасли собачку жители единственного дома в ауле — казахская семья Байсагуровых, рассказывает IaNews.kz.

Ленивое мычание коров разрезает предрассветную тишину. Иногда слышны шуршание и шорох шин по старому асфальту, но редкий водитель решит остановиться в этой глуши.

Деревню Маметкино в Чановском районе Новосибирской области называют вымершей – от некогда оживленного аула, в котором несколько веков назад осели кочевые казахи, остались одни воспоминания. Деревянные постройки давно развалились, уцелел лишь построенный еще при советской власти каменный дом пенсионера Сафаргали Байсагурова и его супруги – единственных жителей села на территории 20 гектаров.

Как в Новосибирской области появился казахский аул

В 20-х годах прошлого века здесь располагался центральный колхоз «Жанаталап», где было порядка 150 дворов. Большинство жителей были казахами, которые стали обживаться в местности во время кочевок. В середине XX века переезжать сюда стали татары из близлежащих районов.

«Здесь родились и выросли мой дед, отец. Жили казахи рода кыпчак. Деревня же неподалеку от Павлодара, сто с лишним километров. Вот и расселялись. В Новосибирске были еще казахские аулы, в нашем районе было семь аулов, только наш остался. Только один дом. Разъехались, как с утопающего корабля…», — рассказывает Сафаргали Байсагуров корреспонденту Sputnik Казахстан.

​Отец Сафаргали был ветераном Великой Отечественной войны. Воевал и с японцами, и с финнами, и с немцами, рассказывает сын. В 1941-42 годах попал в плен под Сталинградом, был в пяти концлагерях.

Умирающая деревня, архивное фото
© SPUTNIK / АНДРЕЙ АРХИПОВ

В былые годы, будучи ребенком, бывало, сидишь возле аксакалов и слушаешь рассказы – о Колчаке (лидер Белого движения во время гражданской войны в России Александр Колчак – здесь и далее: примечания Sputnik), о родине, вспоминает он.Разъезжаться кто куда стали в годы коллективизации, когда индивидуальные хозяйства начали объединять в колхозы и совхозы (коллективизация проходила с 1928 по 1937 год, в западной части СССР — до 1950 года). Кто-то уехал в Казахстан, кто-то расселился по районам Новосибирской области.

Школу в деревне закрыли давным-давно, учиться и преподавать там некому. Интернет так и не подключили, хотя и провели кабель.

Как живет деревня Маметкино сегодня

Но жизнь в деревне все-таки теплится. В ауле есть охотничье хозяйство, где супруга Сафаргали трудится кастеляншей. Сам мужчина, всю жизнь проработавший механизатором-комбайнером, на пенсии, на его плечах забота о домашнем хозяйстве.

Сельхозпредприятие в ауле Маметкино четыре года назад завезло в район 300 голов овец горноалтайской породы, в 2016 году закупили еще 500 голов
Сельхозпредприятие в ауле Маметкино четыре года назад завезло в район 300 голов овец горноалтайской породы, в 2016 году закупили еще 500 голов

«Содержим лошадей, коров, овечек и мелкоту разную. Птиц люблю очень. В свободное время к родственникам в гости в райцентр ездим. Всего 12 километров отсюда. В среднем за минут 20 можно добраться», — делится он.

Герои фильма о жизни казахов за рубежом Қиырдағы қазақтар
© FOTO : ПРЕДОСТАВЛЕНЫ РУКОВОДИТЕЛЕМ ПРОЕКТА «КИЫРДАГЫ КАЗАКТАР» ОЛЖАСОМ БЕРКИНБАЕВЫМ

В райцентр иногда семья ездит за продуктами, но в основном на столе все собственного производства – от молочных изделий до овощей. Зима теплая, таких ветров, как в Астане, нет, добавляет житель села.

«Если вдруг буран, то тут улицы расчищают. В общем, нормально», — говорит он.

Двое сыновей Сафаргали живут в Новосибирске. Старший работает, младший – студент.

«Поживем, наверное, тут еще два-три года, надо ведь еще детям помочь. Уехать можно, нас рядом благоустройка ждет. У нас техника, скот. Держимся, пока силы есть, и детишкам помаленьку помогаем», — рассказывает мужчина.

Старшего женили по казахским традициям, как полагается, подчеркивает Сафаргали. Обычаи, культура и язык – сохранить удалось все, да и как иначе, говорит он.

«В районе у нас справляют все казахские праздники. НаурызОразаКурбан Айт. Язык как сохраняю? Слава Аллаху, я еще вменяемый. Разве может человек забыть родной язык? В центральном совхозе, в Чанах, райцентре есть родственники. Сейчас молодежь больше на русском стала говорить», — отвечает Сафаргали, ведя беседу на казахском языке.

  • Празднование 90-летия Чановского района, порядка 13% населения которого составляют казахи
  • Празднование 90-летия Чановского района, порядка 13% населения которого составляют казахи
1 / 2
Празднование 90-летия Чановского района, порядка 13% населения которого составляют казахи

В деревню к Сафаргали недавно приехали родственники из Астаны. Уезжать из Маметкино в Казахстан пенсионер не собирается.

«Что мне там делать? Все предки мои здесь прожили. Родственники есть в Казахстане, пусть будут здоровы. В прошлом году в Павлодар ездил. В Алматы, наверное, лет десять не был», — делится сельчанин.

Хатико из Маметкино – история, тронувшая до слез

В июле прошлого года Сафаргали Байсагуров заметил собаку, которая бегала вокруг остановки. Пса, по всей вероятности, на произвол судьбы оставили хозяева, мелькнула у него мысль в голове.

Сафаргали начал подкармливать одинокого четвероногого, жители близлежащих районов тоже оставляли в миске хлеб, мясо, молоко. Некоторые хотели приютить хвостатого, но тот никого к себе не подпускал и преданно ждал прежнего хозяина на остановке…

«Летом во время покоса ее оставили. Проезжающие кормили ее, и я тоже. Будочку сделали. Как она тут оказалась, даже без понятия. Бросили или заблудилась, не знаю», — рассказал Сафаргали.

Так прошло полгода. Маметкинский Хатико пережил начало зимы в будке, и не знал, что за его судьбу переживают сотни людей в социальных сетях. Спустя долгие месяцы одиночества, в декабре мохнатый обрел дом – его забрали волонтеры из Новосибирска.

А о деревне Маметкино с единственным домом узнали не только по всей России, но и за рубежом.