Главная > Без рубрики > «Электронный сервис нового времени»

«Электронный сервис нового времени»

В целях реализации поставленных задач главой государства, а также в целях прозрачности и доступности судебной системы для населения, Верховным Судом Республики Казахстан продолжается работа по применению новых информационных технологий в судебной системе, совершенствованию уже существующих информационных сервисов и механизмов их использования.

Ярким примером внедрения информационных технологий в судопроизводство можно считать применение аудио–видеофиксации всех судебных процессов.

Внедрение аудио–видеофиксациисудебных процессов – наглядный результат отвечающий вызовам времени правосудия, основанного на верховенстве закона. Применение аудио-видеофиксации упрощает процесс отправления правосудия, позволяет оптимизировать и автоматизировать судопроизводство.
В судах области имеется 67 залов судебных заседаний, которые на 100% оснащены системами аудио-видео фиксации. С начала года 99% всех судебных заседаний рассмотрено с применением аудио-видео фиксации.
Внедрение аудио-видеофиксации судебных процессов способствуют повышению уровня культуры судебных процессов и уровня доверия к судам со стороны участников процесса, так как это дисциплинирует как самого судью, так и участников процесса. Последующий просмотр записанных материалов позволит суду иметь полную и детальную картину установленных в суде обстоятельств, что способствует избежанию судебных ошибок.

Внедрение аудио–видео-, фиксации судебных процессов в первую очередь повысило качествоотправления правосудия, уровень судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также реализацию прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. А также упростило процесс отправления правосудия, оптимизировало и автоматизировало судопроизводство. Это и есть основные цели внедрения аудио-видеофиксации судебных процессов.

Дистанционное рассмотрение дел и материалов это рассмотрение дел и материалов дистанционно посредством применения системы видеоконференцсвязи, без этапирования подсудимых, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах и в местах лишения свободы.

В настоящее время судами и исправительными учреждениями Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел (КУИС) в рамках проекта «Удаленный судебный процесс» применяется видеоконференцсвязь при рассмотрении уголовных дел и материалов без этапирования подсудимых, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах и в местах лишения свободы.
В целях упрощения доступа населения к правосудию, в 2014 году Верховный Суд Республики Казахстан на официальном интернет-ресурсе запустил электронный сервис «Судебный кабинет».

Сервис «Судебный кабинет» предназначен для упрощения судопроизводства посредством электронного взаимодействия, а также в целях обеспечения оперативности, доступности и прозрачности судебной системы населению. Для того, чтобы можно было пользоваться сервисами «Судебного кабинета», гражданину – участнику судопроизводства необходимо получить электронную цифровую подпись. В «Судебном кабинете» решены также проблемы оплаты государственной пошлины: имеется возможность оплатить с платежной карточки физического лица (представителя юридического лица), приложить скан-копию платежного документа — квитанции, платежного поручения и так далее.

Подача исковых заявлений, а также документов и ходатайств производится в электронном виде через сервис «Судебный кабинет». Это значительно экономит временные и финансовые затраты граждан. Таким образом, пользователи – гражданин, его представитель или адвокат, – в любое удобное время, не выходя из дома, офиса через Интернет могут просмотреть судебный документ, всю историю по делу и распечатать судебный акт.

С каждым годом сервис «Судебный кабинет» совершенствуется. Так, с 2016 года в данном сервисе заработали новые виды услуг в соответствии с нормами, заложенными в двух главах Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, это обжалование постановлений государственных органов о наложении административного взыскания и обжалование действий государственных органов. На сегодняшний день посредством сервиса «Судебный кабинет» предоставляется более 50 видов услуг в электронном виде по всем направлениям судопроизводства. С 1 сентября 2016 года запущен пилотный проект, предусматривающий предоставление постановлений об административном правонарушении в электронном виде страховым компаниям.

Из года в год число пользователей сервиса «Судебного кабинет» только возрастает. Рост популярности сервиса — наглядное свидетельство его востребованности. «Судебный кабинет» повышает эффективность работы адвокатов и представителей в суде, служит практическим инструментом укрепления правовой культуры граждан и повышения удобства населения при взаимодействии с судами по вопросам отправления правосудия. Сервис дает понимание всех процедурных вопросах деятельности суда, повышает прозрачность их прохождения, вводит четкую регламентацию работы и обеспечивает своевременный доступ ко всем судебным документам.

Разработано и действует приложение Мобильный «Судебный кабинет», обеспечивающее доступ к сервисам, предоставляемым судебными органами, посредством мобильных устройств.
Сервис регистрации пользователей в мобильном приложении в отличии от веб – версии «Судебного кабинета» имеет преимущество в том, что для процесса регистрации пользователя достаточно указания ИИН пользователя и номера мобильного телефона, предварительно подписав пользовательское соглашение на использование сервисов «Судебного кабинета».

Так же реализован сервис «Чат», который предоставляет возможность пользователям приложения обмениваться текстовыми сообщениями с другими зарегистрированными в «Судебном кабинете» пользователями.

В сентябре 2017 года Глава государства дал старт работе Ситуационного центра судебных органов, который расположен в здании Верховного Суда Республики Казахстан, и представляет из себя единую систему мониторинга работы судов в режиме реального времени, позволяющий вести круглосуточный сбор и анализ актуальной судебной информации, поступающей из 370 судов страны более чем по 700 показателям. Среди них, контроль процессуальных сроков, применение аудио-видео фиксации, своевременность начала судебных процессов. Особое внимание уделяется ведению судебной статистики.

Ситуационный центр направлен на оперативное выявление и оперативное исправление возможных сбоев в графике работы судов. Это новое практическое цифровое решение по максимально полному обеспечению защиты конституционных прав граждан при отправлении правосудия.

В заключении хотелось бы сказать, что работа по внедрению новых информационных технологий в судах продолжается и находится на приоритетном контроле у руководства Верховного Суда Республики Казахстан.
Внедрение и применение современных технологий, упрощает судопроизводство, снимает бюрократические барьеры, минимизирует контакт сотрудников судебной системы с гражданами, что способствует снижению подверженности к коррупции, экономит время и средства граждан, позволит достичь максимальной прозрачности и доступности судебной системы для населения страны.

Заведующая канцелярией специализированного межрайонного экономического суда СКО Камиля Дюсенова