IaNews.kz составил список лучших картин года, которые вы скорее всего не видели. От Кореи до Польши, от российского авторского кино до британской костюмной комедии.
Итак, список от хорошего к лучшему.
20 — Талли/ Tully
(Реж. Джейсон Райтман)
Фильм снят по сценарию Диябло Коуди, той самой барышни, которая оскароносно дебютировала с «Джуно», придумала девичий хоррор «Тело Дженнифер» и сериал «Соединенные штаты Тары». А еще была «Бедная богатая девочка» — фильм, в котором Коуди, режиссер Райтман и Шарлиз Терон уже поработали вместе.
Комедийная, но в первую очередь все-таки драма про сороколетнюю Марло, которая рожает нежданного третьего ребенка. Чтобы хоть как-то справиться с полным домом, который грозить умять ее под себя, она соглашается на предложение богатого брата и нанимает няню — идеальную Талли.
19 — Примадонна/ Florence Foster Jenkins
Реж. Стивен Фрирз
Трогательная и уморительная комедия про худшую певицу всех времен от Стивена Фрирза. Мэрил Стрип за эту роль получила свою 20 номинацию на «Оскар».
Наследница гигантского состояния Флоренс Фостер Дженкинс начала петь, когда ей было за 40. А ее главное триумфально-провальное выступление состоялось в «Карнеги-Холле», когда Дженкинс уже исполнилось семьдесят. Билеты на ее выступления никогда не отдавались бесплатно, а всегда продавались, — и чтобы вдоволь похохотать над голосом бесстрашной пожилой леди, на улицах выстраивались очереди.
18 — Бегущий по лезвию 2049/ Blade Runner 2049
Реж. Дени Вильнев
Долгожданное продолжение великого киберпанк-шедевра Ридли Скотта снял Дени Вильнев, и сказать, оправдал ли он надежды или нет, сложно. Это монументальное, большое кино, снятое людьми, полностью погруженными в тему. Начинается оно с привета Ридли Скотту и документальной картине о первом «Бегущем».
Но в новом фильме не только нет искомого драйва и остроты, — он, с одной стороны, слишком претенциозен и манерен (апогей этой претенциозности — в персонаже Джареда Лето), с другой — слишком четко проговаривает то, что хочет сказать. Но декорации, операторская работа Роджера Дикинса и в целом вся визуальная часть картины поражает воображение, даже в наш компьютерный, оцифрованный век.
17 — Лето
Реж. Кирилл Серебренников
Этот фильм Кирилла Серебренникова мало того, что был представлен в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, — великий и ужасный журнал о кино Cahier du cinema включил его в свой топ-10.
Убедительный, полнокровный, да что там, просто волшебный образ Виктора Цоя, который создал Тео Ю и голоса Дениса Клявера и Петра Погодаева; Ирина Старшенбаум; прозрачная, нежная черно-белая картинка на пляже и в общежитии, — все это делает «Лето» более чем достойным фильмом. Скептик и каверы на Игги Попа и Лу Рида сбивают планку, но любителям мюзикла «Через Вселенную» понравится.
16 — Довлатов
Реж. Алексей Герман мл.
Еще один российский фильм, хорошо принятый на мировом кинофестивале — на этот раз Берлинском. Алексей Герман-младший вместе с художником-постановщиком Еленой Окопной в отличие от авторов «Лета» не стремились играть с жанрами или деконструировать эпоху, а постарались ее досконально воссоздать.
Сергей Довлатов мечтает о публикации, Иосиф Броский — об эмиграции, фарцовщик Давид — просто о свободе. Хотя о свободе мечтают, конечно, все. Довлатов мечтает мягко, но упорно. Отказываясь написать что-то угодное власти, но не угодное музе и здравому смыслу, даже ради денег на заветную куклу для дочери. Петербург окутан молочным туманом зимних белых ночей. В ночи Довлатову снится Сталин.
15 — Девица/ Damsel
Реж. Дэвид Зеллнер, Нэйтан Зеллнер
Охаянный после премьеры (и фестивальной в Берлине, и прокатной), фильм братьев Зеллнер, и правда, вещица странная. Вестерн не вестерн, вроде на феминистскую повестку дня, а вроде и не о том. Но здесь играют чудесные Миа Васиковска и Роберт Паттинсон (второго меньше, чем кажется после трейлера), золотистая пони по кличке Ириска. Здесь происходят всякие глупости, но всегда неожиданные, потому что, деконструируя жанр, братья Зеллнер это делают всеми доступными способами — и формальными, и сюжетными.
14 — Как разговаривать с девушками на вечеринках/ How to Talk to Girls at Parties
Реж. Джон Кэмерон Митчелл
Экранизация романа Нила Геймана про панков и инопланетян, где первых представляет Николь Кидман, вторых — Эль Фаннинг. Эта комедия искрит и сияет, в ней на редкость много британской свободы прямиком из 70-х, много музыки (один концертный номер яркий до инопланетности). Правда, в ней хватает и слишком топорного, почти телевизионного юмора, что для зрителей, знакомых с ранним творчеством Джона Кэмерона Митчелла («Хэдвиг и злосчастный дюйм», «Клуб Shortbus») не станет чем-то неожиданным.
13 — Остров собак/ Isle of Dogs
Реж. Уэс Андресон
Второй мультфильм Уэса Андерсона «Остров собак» принес ему берлинский приз за режиссуру. История японского мальчика, который отправляется на самолете на заброшенный остров, чтобы спасти своего пса, — отличная, но слишком уж коллажная.
Если посмотреть на всю фильмографию Уэса, то с каждой новой работой он идет на усложнение — и если «Отель Гранд-Будапешт» с многоуровневым погружением в ушедшее время был абсолютно органичен, «Остров собак» в этом плане то ли теряет, то сам теряется в обилии шрифтов, подписей, субтитров. С формальной точки зрения это интересно. С фильмической — большой вопрос. Но «Остров собак» все равно замечательный — с голосом Йоко Оно, Греты Гервиг, Тильды Суинтон, всеми своими детальками и отсылками.
12 — Лицо/ Twarz
Реж. Малгожата Шумовска
Снова Берлинале. Этот польский фильм получил там Гран-при.
История Яцека, красивого любителя «Металлики», живущего в польской глуши, основана на реальных событиях. Он отплясывает со своей барышней на местной дискотеке и участвует в постройке самой высокой в мире статуе Иисуса. Там происходит страшное — Яцек падает с обрыва. Медики успевают его спасти, сделав парню пересадку лица. Операция проходит удачно — по меркам врачей, но вот жизнь Яцека кардинально меняется.
Эти события Шумовска использует как притчу или как сатиру — нравы польской глубинки, «голая» распродажа, обряд экзорцизма, который заказывает неузнаваемому Яцеку его мать, нелюбовь некогда страстной невесты. Но кого Шумовска обличает — национальные нравы, людей вообще или просто рассуждает о преходящем, — это вопрос, скорее, к зрителю.
11 — Человек на Луне/ First man
Реж. Дэмьен Шазелл
Биографию знаменитого астронавта Нила Армстронга, который первым ступил на поверхность Луны, снял режиссер «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» Дэмьен Шазелл. В роли Армстронга выступил бесстрастный и бесстрашный Райан Гослинг.
Космическая одиссея полна драмы — не только потерявшего ребенка и оттого часть себя Армстронга, но драмы его жены и даже коллег. Полный этими драмами фильм снят в особой аутичной манере. Высадка на Луну — слишком большая, слишком невероятная, слишком запредельная заявка для конфликта, чтобы воплощать ее простыми эмоциональными методами.
10 — Голая Джульетта/ Juliet, Naked
Реж. Джесси Перец
Ироничная драмеди от режиссера Джесси Переца — того самого, который снял много эпизодов сериала «Девочки», «Офиса» и знаменитого «Оранжевый — хит сезона». В российский прокат фильм, кстати, не попал и прошел только в городах-участниках «Амфеста».
История про интеллектуалку около сорока, которая живет с поднадоевшим бойфрендом Дунканом. Он ненавидит детей, но очень любит рок-музыканта Такера Кроу. Заправляя фанатским сайтом, мог ли Дункан предположить, что он не просто встретится лицом к лицу с кумиром, но тот уведет у него девушку?
Интеллектуалку играет Роуз Бирн, музыканта Итан Хоук, из-за него фильм немножко напоминает «План Мегги» и «Перед полуночью». Американец-добряк, который в какой-то момент пустил свою жизнь на самотек, но всегда готов исправиться или хотя бы попробовать, удается Хоуку ничуть не хуже больших серьезных ролей (одна из которых — на самом верху нашего списка). Плюс классные акценты, рюкзачок с акулой, кофточки Роуз Бирн. В общем, драмеди года.
9 — Три лица/ Serokh
Реж. Джафар Панахи
Джафар Панахи продолжает дурить иранское правительство и снимать кино из-под запрета на профессию. Его очередной фильм на стыке документалистики и фикшна посвящен сильным женщинам, эксплуатирует зрительское восприятие так, что мы тоже не должны понимать, что из происходящего идет по сценарию, а что нет, а также много шутит. Ну и, конечно, показывает местные колориты и нравы — с большой любовью и таким же юмором.
После прошлых вынужденно камерных фильмов «Три лица» особенно полон воздуха — и это высокогорное дыхание определенно идет фильму на пользу.
8 — Зимние братья/ Vinterbrødre
Реж. Хлинюр Палмасон
Скандинавское кино — нечастый гость на российских экранах, но полнометражный дебют режиссера из Исландии пришелся по душе всем критикам и большинству зрителей (в российских сми не было опубликовано ни одной отрицательной рецензии).
Датско-исландский фильм «Зимние братья» выбивается из кинотеатрального репертуара не только своим великолепным визуальным рядом. Этот этюд в зимних тонах про двух братьев с известняковой шахты наполнен элементами сконструированной режиссером мифологии. Магический реализм из холодных краев.
7 — Черный клановец/ BlacKkKlansman
Реж. Спайк Ли
Фильм «Черный клановец» от легендарного режиссера-мизантропа Спайка Ли — и сатирическая комедия, и что-то большее. Ли — слишком хороший режиссер, чтобы работать в одном жанре или чтобы говорить о чем-то одном, например, только о расизме.
Отличные актерские работы еще начинающего Джона Дэвида Вашингтона (сына того самого Дензела) и работающего на износ Адама Драйвера, никуда не девающаяся актуальность тем, а также особый киноманско-саркастический тон режиссера — приятные ингредиенты этой по-хорошему злой ретрокомедии.
6 — Между рядами/ IndenGängen
Реж. Томас Штубер
Нежная мелодрама из Германии про работников супермаркета начинается как прекрасное театрализованное представление, местами становится производственной комедией, оборачивается драмой. Но история тихой любви существует в этом фильме каждую секунду, парит в воздухе. Когда стены молла не мешают услышать настоящее море.
5 — Мэнди/ Mandy
Реж. Панос Косматос
Фильм с Николасом Кэйджем, который эксплуатирует наши представления о фильмах с Николасом Кейджем, а также кино 80-х так, что превращается в целую метаязыковую радугу. Он объединяет в себе хорошо изученных на видеокассетах героев из боевиков 80-х. Причем некоторые из этих боевиков (например, «Кобру» и «Рэмбо 2: Первая кровь») снял отец режиссера «Мэнди» Джордж Косматос.
А герой Кейджа здесь, кстати, сам кует себе топор, сражается с врагом на бензопилах, прикуривает от полыхающей машины и обливается водкой.
4 — Сердце мира
Реж. Наталия Мещанинова
Совсем недавний фильм сценариста «Аритмии» и режиссера «Комбината ’’Надежда’’». Драма про притравочную станцию (то место, где собак учат охотиться) и ее обитателей, среди который нелюдимый Егор.
Мещанинова на этапе производства говорила, что хочет создать фильм «с ощущением мокрого собачьего носа», будто бы снятый глазами одного из животных. До формалистских экспериментов она в этом начинании не дошла, но это и вправду очень тактильное кино. А в центре сюжета неожиданно для российского фильма оказывается человек с очевидными проблемами в общении, вариация на социфобную тематику. А что еще менее свойственно — никто не стремиться его переделывать и никто не осуждает, драма состоит не в принятии обществом Егора, в принятии разными людьми друг друга и самих себя.
3 — Тебя никогда здесь не было/ You Were Never Really Here
Реж. Линн Рэмси
Большой, покрытый шрамами, седой, бородатый Джо (Хоакин Феникс) не слышит прохожих, поедает jelly beans и спасает детей из разных плохих мест. Однажды он, как заметили все кинокритики, повторит финальную часть «Таксиста», но для него все обернется куда более неприятно, чем обернулось для Роберта Де Ниро в 76-м.
Возможно, это говорит что-то о нашем времени, раз два из трех лучших фильмов года можно назвать новым «Таксистом». Формально картина Линн Рэмси вышла в прошлом году, но показывали ее в кинотеатрах в феврале 2018-го.
Гипнотическое, тягучая, пульсирующая музыка Джонни Гринвуда отсылает к «Таксисту» даже сильнее, чем сюжет, но здесь эта ирреальная на грани сна атмосфера достигает апогея — фильм без устали ныряет в память, в кошмары, в мечты об избавлении, в неуемное желание проломить себе череп или перерезать глотку. Как в предыдущих фильмах Рэмси здесь полно страхов —не столько будущего, сколько прошлого, которое всегда с тобой.
2 — Дневник пастыря/ First Reformed
Реж. Пол Шредер
Фильм Пола Шредера, известного в первую очередь как сценарист «Таксиста» Скорсезе. Он тоже прошел мимо российского проката — поразительное упущение. Пусть вас не вводит в заблуждение название: хотя пастырь и дневник, и правда, в центре сюжета, картина называется «Первая реформаторская». То есть заглавием уводит зрителя совсем не в сторону томных и благостных рассуждений сельского священника.
«Дневник» уже много раз окрестили «Таксистом 2.0». Только здесь в центре сюжета не потерянный среди Нью-Йорка водитель, а пастырь Тэллер (в исполнении отличного Итана Хоука), мужчина около 50 лет в рясе и с трагедией в биографии. Сначала он попробует помочь семейной паре, в которой молодой муж, защитник окружающей среды, вдруг понял, что не хочет пускать новую жизнь в этот стремительно гибнущий мир. Когда помочь не получится, сам Тэллер загорится мыслью о том, что пора что-то стремительно менять.
1 — Пылающий/ Burning
Реж. Ли Чхан-дон
Мы далеко не единственные, кто выбрал этот фильм лучшей картиной года, — невероятное корейское кино, которое в Каннах получило лишь приз ФИПРЕССИ, набрав самые высокие оценки критиков.
Этот философский триллер, взявший канву из рассказа Мураками, избавился от его претенциозно-откровенной манеры повествования. Вопросы без ответов Чхан-дон озвучивает так мягко, что они растворяются в воздухе под звуки джаза и северокорейской пропаганды. Растворяются примерно, как мечты о писательстве и любви, как девушка, которая любит пантомимы и придумывать. Растворяется, как воспоминание.