При наличии разветвленной железнодорожной сети Казахстану было выгодно иметь собственное производство жд колес. Но воплотить в жизнь план не совсем удалось, рассказывает IaNews.kz.
Протяженность железнодорожной сети Казахстана более 16 тысяч километров. И достаточно мощный машиностроительный комплекс. Однако, даже он затрагивает не все сферы производства. Например, страна не изготавливала собственных колес
Лет десять тому назад на эту тему заговорили на самом высоком уровне, что обещало серьезную поддержку будущим производителям. План нарисовали просто грандиозный, перспективы казались самыми заманчивыми.
На передовую вышел основатель казахстанского машиностроительного предприятия «Проммашкомплект» Сергей Павлингер. В 2010 году его компания начала строить завод в Экибастузе, для чего от Евразийского банка и Европейского банка реконструкции и развития Нур-Султан были получены серьезные кредиты.
В то время один за другим раздавались громкие лозунги о том, что сделает все быстро, оглянуться не успеете. Но спустя три года была готова только линия, предназначенная для механической обработки колес из готовых черновых заготовок.
Да и местной эту линию можно было назвать с очень большой натяжкой. Дело в том, что даже эти заготовки покупались в России или на Украине. Да и мощность линии была смешной – порядка 75 тысяч колес в год, что никак не могло удовлетворить запросы казахстанских железнодорожников. А ведь изначально предполагалось, что часть продукции страна будет продавать за рубеж, и на этом пополнять свой госбюджет.
В итоге лишь в 2015 году компания Сергея Павлингера запустила второй этап строительства. На этот раз должен был появиться цех горячей прокатки. И снова под это дело берется кредит в 36 млрд тенге на 19 лет под 7% годовых. Сам производитель вложил в будущий цех в два раза меньше.
Властям «Проммашкомплект» пообещал, что в этот раз он оправдает вложенные средства и сможет организовать производство 200 тысяч железнодорожных колес в год. Предполагалось, что это позволит не только полностью покрыть внутренний спрос, но и даст возможность Казахстану все-таки начать импорт этого продукта в другие страны.
Любопытно, официально ленточку по открытию нового предприятия открыли в срок – в конце 2018 года. Но по факту этот полуцех – полузавод оказался только что не «Потемкинской деревней».
Обещали что? 200 тысяч колес в 2019 году, 300 тысяч – в 2020-м. Две рети продукта пойдет на экспорт. Доллары рекой потекут в казну страны. Но в реальности предприятие за 2019 год едва осилило сотню тысяч колес, что не обеспечило потребности даже собственного национального перевозчика «Казахстан Темир Жолы». Какой тут экспорт?
Многие эксперты склонны во всех бедах винить лично Сергея Павлингера. Мол, это он публично обещал властям «златые горы», но взявшись за гуж, оказался не дюж. Некоторые специалисты более категоричны. По их мнению, глава «Проммашкомплекта» и не ставил перед собой цель обеспечить родную срану ж\д колесами отечественного производства.
Как было позднее установлено, отечественные колеса не только оказались дороже зарубежных аналогов, но и не соответствовали стандартам. Выходит, и нечего было разводить всю эту дорогостоящую канитель с собственным производством, и невероятно огромными затратами.
Специалисты предполагают, что тех, кто подрядился на этот грандиозный проект, больше интересовало грамотное освоение кредитных денег. Именно оно сулило намного более интересные перспективы, особенно, когда кредитные средства не используются по назначению, а оседают на счетах, несут серьезные проценты.
Пока не известно, как правительство страны будет решать вопрос с возвращением кредитов, взятых под громкие обещания руководства «Проммашкомплекта». Да и будет ли вообще? Но уже сейчас понятно, что многообещающее дело, которое могло поставить Казахстан на совершенно новый уровень в области железнодорожного строительства, с треском провалилось. Хотя начиналось все так красиво…