Главная > Регионы > Опасная профессия, или Шесть разочарований педагога

Опасная профессия, или Шесть разочарований педагога

В фильме «Опасная профессия» (1996) в главной роли с Жераром Депардьё довольно наглядно показаны проблемы, с которыми нередко приходится сталкиваться педагогу в современных реалиях. О том, каковы эти реалии на нашей, отечественной почве, на основе личного опыта рассказывает корреспондент iaNews.kz.

Разочарование первое

2003 год. После двух лет безуспешных попыток устроиться по специальности прихожу в частную школу искусств в качестве преподавателя по классу гитары. Вопрос директора: «Ты (заметьте, не Вы — прим. авт.) знаешь, какие песни сейчас поют в подъездах?» слегка шокирует. Оказывается, в учебном заведении, помимо основного обучения, действует система так называемых «дополнительных услуг», в том числе и для взрослых. Впрочем, это далеко не единственное средство набрать и сохранить контингент любой ценой, — а точнее, ценой здоровья и нервов педагога. Один из которых в один прекрасный день получает от ученика стопкой нот по голове, вполне годясь своему «оппоненту» по возрасту в дедушки. Не отличаются деликатностью и многие родители, о чём свидетельствует звонок, раздавшийся однажды у меня дома весьма поздним вечером.

Явно находясь под сильным влиянием возлияния, темпераментный родитель сразу, без церемоний, переходит к делу: «Малыш, ты хочешь, чтобы у тебя всё было хорошо? Научишь моего пацана играть – я цветами дорогу до самой школы завалю и тебе золотое кольцо подарю!»

И в том и другом случае, сокрушённо покачав головой, директор (он же владелец) советует разобраться прежде всего в самих себе. Клиент всегда прав… Право всегда и начальство.

«Ко мне должны прийти арендаторы смотреть помещение, убери оттуда ударную установку», — следует мне немедленный приказ. Причём того, от кого он исходит, абсолютно не волнует то, что минут через двадцать начнётся концерт, на котором выступаю я, выступают мои ученики, да плюс ещё ваш покорный в очередной раз выступает в роли рабочего сцены. Разумеется, во всех ипостасях – на общественных началах. «Писанина», «дедовщина», постоянные необоснованные придирки, бухгалтерия, чудесным образом жонглирующая цифрами так, чтобы «лишние» денежки в кармане у преподавателя не завелись, сон стоя в вечернем автобусе после двух смен и концерта…И когда на фоне всего перечисленного я оказываюсь «виноват» ещё и в том, что ко мне на родительское собрание пришли всего трое (будучи все своевременно предупреждены), я не выдерживаю. «Наш дорогой шеф» в ответ на моё «по собственному» делает своё устное заявление: «Отпущу, если найдёшь себе замену». Доходчиво, хотя, может, несколько эмоционально напомнив, как давно отменили крепостное право, ухожу в декабре 2006-го – отработав в «добровольно-принудительном порядке» месяц. И почему-то не останавливает «пламенный» призыв проявить гуманность к детям в знак признательности за то, что я, оказывается, сам был принят на работу из соображений гуманности…

Разочарование второе

Не имея связей, устроиться даже на грошовую работу в школе весьма проблематично – тем более в процессе учебного года. Апрель 2007-го. Устраиваюсь преподавателем английского языка в среднюю школу – на период декретного отпуска основного педагога. Параллельно работаю в музыкальной школе – на этот раз государственной. Естественно, в общеобразовательной дают наиболее проблемные 9-ые классы – иначе зачем бы искали того, кого можно бросить на «амбразуру». Первые уроки смахивают на знаменитый выпуск «Ералаша» с Геннадием Хазановым в главной роли – с той разницей, что хотя бы не приходится вести охоту на мух с помощью рогатки. Да и то скорее всего потому, что сие оружие давно вышло из моды. Запомнился учебник Т.Аяповой («Мектеп», 2005), где после одного из текстов на тему сортировки мусора в Японии на шесть категорий предлагалось ответить на два вопроса. Первый: «У тебя есть дома мусор?» Второй: «Ты делишь его на шесть категорий?» «Да, вчера два «мусора» домой приходили», — ответствует «Камчатка» под общий хохот. В том числе и мой.

Скучать и подавно не приходится – узнав, кто я по первой специальности, меня тут же привлекают к участию в школьных мероприятиях. Конечно, опять-таки на общественных началах. После чего, в конце мая, спешат напомнить, что я здесь временно. Столь же весело, если бы не было так грустно, и в государственной «музыкалке» — хотя деспотизма, которого «наелся» на всю жизнь на предыдущем месте работы, уже не ощущается, но проблематичный по нынешним временам сбор оплаты за обучение с родителей, отсутствие стабильного заработка и отпускных дают о себе знать. В поисках твёрдой ставки осенью ухожу в Дом культуры.

Разочарование третье

Оказавшись на кружковой работе, сталкиваюсь с тем, что набор учащихся руководство поручает мне – бегать по школам с объявлениями должен я сам. При отсутствии элементарных условий для репетиций меня также обязуют создать вокальный ансамбль. Вместе с тем пытаюсь вести гитарный кружок – при том, что ни одной гитары для занятий в ДК не имеется. Возможно, с целью их приобретения пенсионные, как выяснится позже, мне попросту не перечисляют. При этом чуть ли не каждый день настоятельно предлагается сдать деньги под предлогом какого-либо семейного торжества либо подписки на периодику. Отказываюсь – в результате накануне нового, 2008 года, со мной не продлевают договор…

Разочарование четвёртое

Осень 2008-го. Тружусь преподавателем английского языка в частном колледже, которому как нельзя лучше подходит расхожее определение «фабрика по печатанию дипломов». Как известно, на занятиях по иностранному языку учащиеся традиционно делятся на подгруппы – которых мне «вешают» по две зараз, и за ту же самую ставку. Через день слышу: «Вы сегодня ведёте ещё одну пару» — в расписании которой у меня нет. И когда после очередных подсчётов, в которых «дебет с кредитом не сходятся», подаю заявление об уходе, напоследок получаю: «Вы об этом пожалеете!» До сих пор не пожалел…

Вместе с тем вновь преподаю в ДМШ, где, в общем-то, ничего нового – напряжённая работа по две смены, концерты, проблема с инструментарием, кабинетами…Последнее в виде вынужденных «кочёвок» и сыграло роковую роль – когда пришла «новая метла», «ушли» меня гениально просто. «Это не вы взяли у меня авторучку со стола?» — вопрошает коллега, не принимая во внимание то, что в помещении работаем не мы одни. «Платите за сломанный замок!» — говорят мне в другой раз, всё так же не потрудившись предположить, что «взломщиком» мог оказаться не я (что так и было). Для нанесения решающего удара персонально к себе приглашает почему-то бухгалтер. «Это не вы вынесли из школы синтезатор?» — осторожно интересуется она. Данный вопрос вынуждает меня вновь обратиться к руководству по поводу кабинета. Однако здесь выясняется, что хочу я слишком много. Поданное мной заявление «рекомендуют» переписать, изменив в нём только дату. Теперь оказывается, что ни одного дня в сентябре я не работал – соответственно, меньше работы у бухгалтерии. А может и больше, как посмотреть. Как выяснилось впоследствии, синтезатор вынес не я. Впрочем, я был в том уверен с самого начала…

Разочарование пятое

Скитания по частным музыкальным студиям в 2013-2015 гг. лишь усилили и без того печальный опыт – за счастливым исключением одной из них. Вновь пришлось вспомнить о том, что клиент всегда прав, но известное высказывание «всему есть предел» — одно из моих любимых. И когда очередной «милый шалун» попытался заложить за воротник…нет, не в том смысле, хотя бывает и такое. Неудачная попытка бросить мне за воротник тюбик клея заставила владелицу сего заведения вмешаться – но как! «Может, тебе педагога заменить?» — участливо спросила хозяйка всегда правого клиента лет десяти, — причём в моём непосредственном присутствии. Угрозы при увольнении «по собственному» уже не то что не пугали – нисколько не удивляли…

Разочарование шестое

Конец 2015 – го и начало 2016-го прошли в попытках начать наконец своё маленькое дело. Арендую маленькую комнатку для частных гитарных

уроков. Однако чуть ли не ежедневное «не можем прийти – уезжаем, болеем, учимся, работаем и.т.д.» делают предприятие нерентабельным – несколько месяцев работаю только на аренду. Хорошо, что без убытков, посему решаю дальше не испытывать судьбу…

Послесловие

Признаюсь, не хотелось бы получить в ответ упрёк в том, что смотрю на всё слишком мрачно – при том, что всё вышеизложенное основано исключительно на личном опыте. Но ещё менее хочется романтизировать профессию, и если в этом учебном году кому-то не придётся пройти «по дороге разочарований», буду только рад. А вот чего хотелось бы – чтобы не пришлось никогда и никому. Да, вот ещё. Если встретите директора общеобразовательной школы, который когда-то сказал очередному соискателю в моём лице: «Искусство есть искусство, и ему нужно учить бесплатно», скажите ему…впрочем, не говорите ничего. Лучше вспомните цитату из одного известного фильма: «А вы честный человек. Тогда идите и работайте даром!»