Переработка техногенных минеральных образований (ТМО) могла бы стать перспективным направлением развития бизнеса в Казахстане и внести важный вклад в улучшение экологической обстановки, передает iaNews.kz.
Таким мнением поделился заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Максим Кононов. По его словам, переработка ТМО позволяет получать металл, материалы, которые бы нашли успешное применение при строительстве зданий и дорог.
«ТМО — это вторичное сырье, которое имеет хорошую перспективу для дальнейшего использования», — дал краткое определение спикер.
Если говорить подробнее, то в соответствии со ст. 13 Кодекса РК «О недрах и недропользовании» техногенными минеральными образованиями признаются скопления отходов горнодобывающих, горно-перерабатывающих и энергетических производств, содержащие полезные компоненты или полезные ископаемые.
Что же так мешает бизнесу браться за данное прибыльное направление? Ответ, по мнению представителя АГМП, кроется в несовершенстве законодательной базы. На сегодня, согласно Налоговому кодексу, техногенные минеральные образования «приравниваются» к недрам и подлежат обложению налогом на добычу полезных ископаемых. В то же время ТМО причисляются и к категории «отходов», поскольку взимается плата за их размещение на полигонах, причем как за первичное, так и за повторное, то есть после переработки. Таким образом, в настоящее время имеет место отсутствие четкой классификации.
В связи с чем, как подчеркивает г-н Кононов, необходимо уже сейчас внести поправки в действующие Экологический и Налоговый кодексы. По его мнению, нужно классифицировать ТМО как вторичное сырье и, в целом, предусмотреть отдельную главу в Экологическом кодексе.
«Налицо коллизия: не может одна и та же база рассматриваться и как отходы, и как недра. Эта глава позволила бы как-то систематизировать подход и разночтения, которые имеются в налоговом и отраслевом законодательстве. ТМО должны рассматриваться как вторичное сырье», — считает Максим Кононов.
Второе предложение — ввести понижающие ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на ТМО. Заместитель исполнительного директора АГМП считает несправедливым обложение переработки ТМО полной налоговой ставкой.
«В действующем Налоговом кодексе предусмотрен порядок обложения ТМО, которые по сути не являются сырьем в том понимании, в котором у нас распространяется НДПИ на руду, концентраты. Переработка ТМО — это совершенно другая экономика», — пояснил собеседник.
Максим Кононов в качестве аналогии привел компьютер, который также содержит полезные компоненты, — золото, медь, другие металлы.
«Золото, наверное, самое дорогое, что содержит компьютер. Но вы же не будете платить с него НДПИ? То есть логика здесь, на наш взгляд, примерно такая должна быть. Поэтому мы как вариант предлагаем пониженные ставки какие-то предусмотреть. Они могут составлять 0,01% к ставкам НДПИ. Они не должны тяготить предприятие. Потому что вообще ТМО надо рассматривать не как источник пополнения бюджета, а в первую очередь с точки зрения экологии. Потому что это вариант, который позволит наконец-то их переработать. И это гораздо важнее средств, которые в виде НДПИ потенциально государство могло бы заработать», — пояснил эксперт.
Также предлагается устранить повторную плату за размещение переработанных ТМО на контрактной территории. На взгляд замруководителя ассоциации, велики риски повышения ставок платы за размещение ТМО после их переработки (в 50 и более раз от уровня ставок при первичном размещении).
«Надо освобождать от платы за повторное размещение ТМО, потому что здесь логики абсолютно никакой не проглядывается. За одну и ту же базу взимаются платежи бесконечное количество раз. Учитывая, что ТМО у нас могут быть признаны отходом, согласно законодательству, необходимо будет определять уровень их опасности. В этом случае есть риск увеличения ставок в разы, в десятки раз. Потому что для размещения ТМО у нас одни ставки, а для размещения отходов с уровнем опасности совершенно другие ставки. То есть здесь этот риск однозначно присутствует. Поэтому компаниям сложно браться за переработку ТМО», — уверен Максим Кононов.
Он выразил надежду, что правила, точнее, методика определения уровня опасности ТМО, будут в ближайшее время приняты, и это поможет создать прозрачный, понятный всем механизм.
«Отнесение к вторичному сырью позволит проблему с платежами решить. Потому что на сегодняшний день в законодательстве понятие „вторичное сырье“ есть. И там написано, что-то, что относится к вторичному сырью, не является отходами. Но под вторичным сырьем у нас в действующем законе подразумеваются только бытовые отходы (отходы потребления) — это достаточно узкий пласт. Если мы опять к логике взываем, то, что может быть переработано повторно, наверное, должно относиться к вторичному сырью», — выразил мнение собеседник.
По словам Максима Кононова, требуется безотлагательное внесение необходимых поправок в Экологический кодекс. Это сделает переработку ТМО инвестиционно привлекательной.
«Эти вопросы могли бы находить решение уже сейчас. Потому что у министерства есть планы до конца 2019 года разработать новый Экологический кодекс. То есть он в 2020 году в лучшем случае вступит в силу. На самом деле ничто не мешает министерству энергетики как уполномоченному органу и сегодня инициировать эти поправки, не дожидаясь принятия нового Экологического кодекса. Потому что мы знаем, что иногда случается так, что принятие даже таких важных документов, как Кодекс „О недрах и недропользовании“, Налоговый кодекс, может откладываться на год или более поздний срок», — выразил обеспокоенность топ-менеджер ассоциации.
Если говорить об истории вопроса ТМО, следует отметить, что на сегодня они делятся на государственные (накопленные до 1992 года) и частные (образованные после 1992 года). Действующее законодательство предусматривает, что по истечении определенного времени, когда компания завершает свою работу, она должна устранить все остаточные продукты от своей деятельности. Но государственные ТМО никто ликвидировать не обязан. В свою очередь передача этих ТМО недропользователям, горно-металлургическим компаниям налагает на эти компании обязательства по последующей ликвидации.
«То есть переработали предприятия ТМО или нет, но они должны будут их ликвидировать. Там есть множество способов. Но сама логика такая, что они не только принимают на баланс себе, но и несут в последующем обязательства, что по истечении действия контракта плюс 5 лет после этого они уже должны принимать решение по ликвидации. Что также потребует дополнительных финансовых вливаний», — рассказал о еще об одном проблемном моменте спикер.
Также представитель АГМП сообщил о проблеме малоизученности ТМО и высокой стоимости проведения геолого-изыскательских мероприятий. Ссылаясь на данные Комитета геологии РК, он пояснил, что общая масса ТМО по республике составляет 47,4 млрд тонн.
При решении всех законодательных барьеров, уверен г-н Кононов, может быть получен значительный экономический и экологический эффект. В частности, будет улучшена экологическая обстановка в промышленных городах и регионах путем складирования переработанных ТМО на полигонах, находящихся вне селитебных зон городов или на вновь вводимых полигонах, отвечающих последним требованиям по обеспечению экологической безопасности. Предполагается создание новых производств и рабочих мест. Наряду с этим будут внедрены наилучшие технологии по переработке ТМО, в том числе с использованием технологии пирометаллургии, увеличатся налоговые поступления.
По информации собеседника, вопросы переработки ТМО будут обсуждаться на сессии «Экология, переработка отходов», организуемой АГМП в рамках Всемирного горного конгресса, который пройдет 19−22 июня этого года в Астане.